Самое известное полотно Констебла – на выставке в Лондонской национальной галерее
Экспозицию в Лондонской национальной галерее посвятили одной картине. "Телега для сена" – самое известное полотно Джона Констебла, написанное в 1821 году для выставки в Королевской академии художеств. О том, как создавалось это произведение, расскажет Алия Шарифуллина.
Сложно представить, что этот идиллический пейзаж сельской глубинки Англии современники Джона Констебла сочли довольно радикальным. Впервые "Телегу для сена" представили публике в 1821 году в Королевской академии художеств. Повседневная сельская жизнь была немодной темой на фоне индустриализации страны. Но для консервативного Констебла деревня стала утраченным Эдемом. Природа, открытые пространства, честный труд резко контрастировали с перенаселенностью, загрязненностью и безнравственностью современных ему городов. "Констебл намеренно отказался от изображения реальности, романтизируя абстрактную "старую добрую Англию", не затронутую индустриальными и социальными изменениями. Фактически ему принадлежит заслуга возрождения значения пейзажной живописи в XIX веке – жанра, который до этого ценился чуть выше натюрморта", – рассказала куратор выставки Кристин Райдинг.
Не оценили критики и новаторскую технику "импасто", посчитав рельефные мазки Констебла "небрежными". Британский художник писал пейзажи в студии, используя несколько натурных эскизов. Такие зарисовки живописцу нужны были для наиболее достоверной передачи деталей. На картине можно даже идентифицировать различные виды деревьев. Кроме того, Констебл изучал метеорологию, чтобы с научной точностью изображать атмосферные явления. "Констебл очень любил родные места – окрестности реки Стоур. Он хотел прославить любимые с детства пейзажи. На выставке представлены наброски, которые художник делал "на пленэре" в течение 20 лет, прежде чем приступить к написанию законченной работы", – сообщила арт-критик Эстель Ловатт.
Полотно, не нашедшее покупателя на первой выставке, теперь стало культовым для британцев. Оно растиражировано на пазлах, чайных сервизах, коробках конфет и печенья. Этот пейзаж Констебла прочно занимает второе место во всех опросах, посвященных любимым картинам англичан. На этой выставке "Телега для сена" вступает в диалог с пейзажами других художников, а также с более поздними полотнами, чьи авторы вдохновлялись "сельскими пейзажами" Джона Констебла.