Вторая жизнь антиквариата: как реставратор из Челябинска восстанавливает мебель
Анастасия Тарасенко реставрацией мебели занимается 11 лет. Она училась на юриста, но поняла, что это не ее. Найти свое увлечение девушке помогло старинное зеркало.
"Дома стояла резная рама из массива ореха. Досталась она от дедушки. Большое такое зеркало, и обрамление очень красивое с лепесточками. Я смотрела на него каждый раз и вспоминала о детстве своем. Очень хотелось дать ему вторую жизнь, потому что оно и потускнело, и немного потеряло свой облик", — вспоминает реставратор Анастасия Тарасенко.
В то время информации в интернете было немного, поэтому Анастасии пришлось собирать ее по крупинкам и учиться всему самой.
"На тот момент казалось, что это нереально трудная задача. Там столько деталей. И ты разбираешь этот стул, все это у тебя лежит грудой, ты потом собираешь, остаются какие-то лишние детали… Первое время было совсем сложно", — делится реставратор Анастасия Тарасенко.
Получив первый самостоятельный опыт, Анастасия отправилась учиться в столицу, где освоила тонкости музейной реставрации. Сложность такой работы заключается в том, что реставратору необходимо использовать те же методы и материалы, которыми пользовались мастера прошлого.
"Мы здесь не можем отклоняться ни в выборе цвета, ни в выборе материалов. Даже в выборе набивочного материала мы должны максимально похожее, аутентичное подобрать", — говорит реставратор Анастасия Тарасенко.
Например, набивка кресел конским волосом и морской травой. Анастасии удалось адаптировать эту технологию и для восстановления обычной мебели.
"Обычный современный поролон у вас уже через 20 лет сминается, крошится, и вам все равно нужно заказывать перетяжку. В этой технологии 50, 100, 150 лет вообще все держится прекрасно. Пружинный блок дает ощущение совершенно другого уровня комфорта", — объясняет реставратор Анастасия Тарасенко.
Нередко Анастасии приходится реставрировать настоящий антиквариат. Так, девушка вспоминает, как работала со старинными стульями из французского замка. В этой работе восстанавливать пришлось даже оригинальные латунные гвозди. Вытащить их из старинного дерева было непросто.
"Латунь со временем становится мягкой, и где-то начинают уголочки надрываться. Ты прямо очень медленно это все делаешь, аккуратно, но где-то что-то в любом случае, бывает, деформируется. Когда вынимаешь, особенно такие гвозди из дуба, старинного… Ооо, это особый вид экзекуции! Пришлось работать вместе с местным ювелиром. Он отливал специальную форму, восстанавливал эти шляпки, паял их бережно, полировали мы потом их", — делится реставратор Анастасия Тарасенко.
Приходилось девушке восстанавливать и объекты культурного наследия. Так, Анастасия принимала участие в реставрации входной группы усадьбы Железнова в Екатеринбурге.
"Красивейшее здание, просто совершенно потрясающее внутри. С невероятной красоты лепниной, потолками. Просто восхитительно! Входную группу пришлось делать на месте, в Екатеринбурге. Соответственно, каждый день туда ездить: утром — туда, вечером — возвращаться. И все это под пристальным контролем комиссии. Каждый этап проверяется, каждый этап согласуется", — рассказывает реставратор Анастасия Тарасенко.
Сейчас Анастасия занимается не только реставрацией, но и делится опытом со всеми желающими. В будущем девушка хочет поучаствовать в реставрации объектов культурного наследия и у нас, на Южном Урале.