Ученые, специалисты и добровольцы создают новые решения для борьбы с мазутом
Путин требует активизировать работы и дает конкретные указания. "Все, что делается по минимизации ущерба, пока явно недостаточно. Нужно образовать комиссию соответствующую, соответствующий штаб, который работал бы прямо на месте, и не на местном уровне, а чтобы он возглавлялся руководителями, ответственными работниками из министерств и ведомств, которые были бы делегированы прямо на место катастрофы – это первое. Второе – нужно все сделать для того, чтобы решить вопрос о прекращении утечек нефтепродуктов из подтопленных танков. Далее, необходимо уже сейчас подумать и разработать планы подъема этих подтопленных танков. Что касается волонтеров, им, конечно, огромное спасибо за гражданскую позицию, надеюсь, что с не меньшим уровнем ответственности и должностные лица будут относиться к тому, чтобы минимизировать последствия этой аварии и катастрофы. Прошу руководство правительства отнестись к этому соответствующим образом и иметь в виду перспективу повышения температуры воды в Черном море весной и, соответственно, тем более летом. Вот к этому моменту, если не все, то основные работы по минимизации потерь должны быть не только сверстаны, эти предложения, но и должна быть начата их реализация самым активным образом", — потребовал президент.
Слой мазута такой, что увесистый камень остается на нем и не тонет. Боны удерживают пятно у берега и не дают ему уйти в открытое море.
Этот выброс мазута из кормы танкера мог стать самым серьезным ЧП после разлива, случившегося в день крушения, почти месяц назад. Но пятно нефтепродуктов обнаружила мониторинговая группа и собрала на берегу людей и тяжелую технику. Из воды достают целые полотна мазута.
"Грязные, потому что его очень много. Низкие температуры, из-за этого у него большая скомканность", — говорит спасатель Морспасслужбы Станислав Марковнин.
Так выглядит самый сложный участок загрязнения, здесь мелководье полностью заняло мазутное пятно толщиной в метр. Тяжелая техника отвоевывает берег у моря, круглосуточно прокладывает путь к корме, давшей течь. Обустроить всю дорогу за сутки – такую задачу поставили специалистам. Сегодня на месте ЧП правительственная комиссия, задача которой – выработка дополнительных мер по скорейшей ликвидации разлива мазута.
"В данный момент времени именно здесь есть утечки. Перво-наперво нам нужно будет пробить дорогу к этому судну. Если получится, полностью обвести, присыпать и окружить танкер, чтобы не угрожали штормы", — сказал глава МЧС России Александр Куренков.
"Мы отбираем пробы, понятно, повышение многократное в тысячи раз. Наша задача – оценить достаточность принимаемых мер", — говорит глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Пока нефтепродукты не подпускают к корме со стороны берега, найти течь и начать сварочные работы не получится.
Сотрудники Морспасслужбы убирают мазут на самом труднодоступном участке, баржа смогла на мелководье подойти вплотную к корме танкера и освобождает акваторию. Открытое море защищено бонами, распространения пятна удалось избежать.
Это первая в мире авария с топочным мазутом М-100. Он ведет себя не так, как остальные нефтепродукты при холодной температуре он походит на мусс, не всплывает на поверхность и может сутками мигрировать в толще воды. Именно поэтому море до сих пор в штормы выбрасывает мелкие пятна мазута на берег. Правительственная комиссия приняла решение о дальнейшей судьбе кормы, давшей течь.
"Сегодня приняты конкретные меры по обвалованию танкера. Принято решение о скачивании мазута из танкера и дальнейшей его утилизации", — говорит глава МЧС России Александр Куренков.
"Мы делаем все, чтобы попытаться привести пляжи в прежний вид. При реализации решений сегодняшнего штаба мазут в море перестанет поступать и будет чисто. Но сейчас продолжаем убирать", — говорит губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Готовых решений, как справляться с мелкими вкраплениями мазута, не существует. Поэтому ученые, специалисты разных ведомств и добровольцы создают новые решения проблемы прямо сейчас.
Чистоту побережья люди взяли в свои руки: пока нет готовых технологий массового просеивания песка, чтобы оставить его на пляжах. Его очищают таким способом: используют сети на берегу и на мелководье. В море они улавливают мелкие фракции: всего за час светлое полотно окрашивается в черный цвет. А на побережье при помощи сетей просеивают песок.
"Здесь мы крупную фракцию убираем. Мы видим результат", — говорит доброволец Владимир Мысак.
Все для того, чтобы очистить и сберечь песок на пляжах. После уборки это одна из главных задач оперштаба. Еще одна – ускорить очистку и утилизацию замазученного песка и грунта, а это около 150 тысяч тонн.
"Такие горы, которые будут на месте временного хранения, конечно, мы допустить не можем. А сегодня нужно найти решение, как это утилизировать и утилизировать быстро. И здесь, при поддержке федеральных коллег, конечно, мы должны найти решение", — говорит губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Местами побережье Краснодарского края выглядит почти как раньше. Но работы еще много. Нередко под верхним слоем песка можно найти мазут.
"Копаем-копаем, а оно идет и идет. Но если нужно будет, мы приедем и второй, и третий раз. Сколько нужно, столько и будем помогать", — сказал волонтер.
Работы по ликвидации разлива мазута продолжаются в Крыму.
Волонтеры убирают от мазута каменистые пляжи у берегов Севастополя. В пятнах здесь буквально все: море, мелкий и крупные камни. Всего за пару часов десятки мешков с нефтепродуктами.
Очищать приходится руками. Лопаты здесь не помогут. Мазута так много, что плотных перчаток хватает на несколько минут – приходится менять.
"Собираем. Мазут хорошо скатывается. Если его много, то вот так скатываем, и он собирается на руку. Пахнет очень. Мы же здесь живем, это наше море, как мы можем его не спасать", — говорит волонтер Татьяна.
Толстые слои мазута спрятаны под камнями. Важно не пропустить ни одного, даже самого маленького пятнышка. Поэтому мелкую гальку собирают в мешки.
"Вот так вот берем ветошь, вот так оттираем", — сказал волонтер.
- То есть вам приходится мыть каждый камень?
"Ну фактически да. По-другому никак", — ответил волонтер.
Собирать мазут без респираторов опасно. Даже возле небольших пятен в воздухе стоит стойки запах нефтепродуктов.
Скалы у побережья Севастополя почернели. Все это мазут, который принес недавний шторм. Такие поверхности очищать от нефтепродуктов крайне сложно. Ведь мазут забивается даже в самые мелки трещины на камнях. Пласты мазута сложнее всего убрать с галечных пляжей.
"Здесь очень много маленьких катышков. Когда мазут закатывается в мелкую гальку и песок, водоросли, какие-то палки, которые выносит с моря, они очень обильно политы мазутом. Вот я буквально у первого камня остановился практически за пять минут перчатки в мазуте", — говорит губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
У паруса уборка идет с утра до позднего вечера уже третьи сутки. В ход идет все: лопаты и садовые инструменты.
"Собираю самые больший куски мазута. Старюсь, чтоб как можно меньше камней попадалось. Их тяжело выносить и жалко выбрасывать", — говорит волонтер.
Выбросы мазута фиксируют по всей береговой линии Крыма от Керчи до Черноморского района. Пятна находили в Ялте, Судаке, Саках и Евпатории. Накануне мазут дошел и до озера Донузлав. Но больше всего мазута на восточном побережье вблизи Керченского пролива. МЧС нарастило группировку на полуострове. 730 человек ликвидируют последствия разлива нефтепродуктов.
Мониторят береговую линию на земле, воде и с воздуха каждый день. Без перерывов на вертолетах осматривают акваторию. В море выходят 19 катеров, чтобы как можно оперативнее обнаружить пятна мазута, что идут к берегу.