"Балтийский часовой" от НАТО станет новым "пиратом" в нейтральных водах
Лидеры восьми балтийских стран НАТО по итогам саммита в Хельсинки объявили о масштабном развертывании дополнительных военных сил в акватории. Поводом для запуска миссии "Балтийский часовой" послужили случаи предполагаемого саботажа – обрыва подводных кабелей. НАТО пытается убедить всех в том, что у альянса есть, по сути, право на "пиратский" захват любых объектов.
"Капитаны судов должны понимать, что потенциальные угрозы нашей инфраструктуре будут иметь последствия, включая возможную высадку на борт, конфискацию имущества и арест", – заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.
Руководить этими рейдами в Балтийском море станет Командование объединенных сил НАТО в Европе. Там уже заявили: миссия будет бессрочной.
"Миссия "Балтийский часовой" будет обеспечивать целенаправленное сдерживание по всему Балтийскому морю и противодействовать дестабилизирующим актам, подобным наблюдавшимся в прошлом месяце. Эта операция демонстрирует способность альянса быстро реагировать на такую дестабилизацию", – рассказал главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Кристофер Каволи.
По данным финских СМИ, НАТО для начала задействует около десяти кораблей, в том числе из Германии, Финляндии и Швеции. Командование альянса также планирует создать особое подразделение дронов, чтобы с их помощью контролировать важнейшие судоходные трассы. Участники саммита не скрывали: обрыв подводных кабелей – лишь повод. Основная цель – блокада России.
"Сдерживание так называемого "теневого флота" также в центре всеобщего внимания. Начиная с июня Эстония проверила более 300 танкеров. Из них 260 предъявили оформленную страховку, 62 – нет. Мы поднялись на борт и задержали семь судов. И это будет продолжаться, в том числе силами других стран. Мы будем использовать любую законную возможность. И, кстати, действующие правила по этому поводу необходимо пересмотреть", – считает премьер-министр Эстонии Кристен Михал.
Новые балтийские "пираты" хотят самим себе позволить безнаказанно останавливать чужие суда в нейтральных водах. Хотя это грубое нарушение международного морского права.
"Мы будем работать над вариантами, которые позволят нам контролировать суда, находящиеся за пределами территориальных вод. Все участники встречи и генеральный секретарь НАТО согласны с тем, что нужна защита не только в территориальных водах. Мы хотим контролировать суда вне территориальных вод, иными словами – посреди Балтики", – пояснил премьер-министр Польши Дональд Туск.
В Москве неоднократно подчеркивали, что попытки Запада лишить Россию выхода в Балтийское море – абсолютно незаконны.
"Я не думаю, что полноценная блокада возможна. Поскольку, по имеющейся международной правовой базе, морская блокада какой-либо страны является casus belli. То есть поводом для ведения открытых военных действий, предусмотренных уставом ООН. Подвергшаяся блокаде страна имеет право на самооборону. Но мы видим, что в настоящий момент ситуация обострилась крайне. Запад не соблюдает никакие правила формальные или неформальные. И полностью исключать какие-либо риски я бы не стал. Другое дело, что Россия безусловно готова к различным провокациям со стороны НАТО", – отметил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
Эксперты не исключают, что за повреждением кабелей стоят западные спецслужбы. Многие обратили внимание: используя предполагаемую диверсию как повод, НАТО очень быстро "организовало" решения, явно направленные на эскалацию ситуации. В то время как подрыв на Балтике российских газопроводов "Северный поток" альянс полностью проигнорировал и никаких патрулей после этого не ввел.