В "Геликон-Опере" проходит выставка в честь 100-летия со дня рождения Ирины Архиповой
"Архитектура образов". Так назвали выставку в "Геликон-Опере" в честь 100-летия со дня рождения Ирины Архиповой. Это не просто дань памяти великой певице. Это – попытка показать ее многогранный талант. Анна Шустер – подробнее.
Этот показ "Черевичек" "Геликон-Опера" посвящает столетию со дня рождения Ирины Архиповой. Пока на сцене звучат арии, в фойе театра открывается выставка под названием "Архитектура образов". Элен в "Войне и мире", Амнерис в "Аиде". Такой она попала в объектив фотографа Андрея Степанова. С этих портретов начинается экспозиция. А в этом зале представлены личные вещи Ирины Архиповой. Вот стол и кресло, которые украшали гостиную оперной певицы, а на камине – ее архитектурные рисунки. Церковь Сан-Франческо в Римини, Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Эти работы были выполнены Архиповой во время учебы в Московском архитектурном институте.
В МАРХИ она, бывшая ученица школы имени Гнесиных, у которой преподавала сама Ольга Гнесина, поступила в 1942 году. Заниматься вокалом продолжила в кружке при институте. Затем было распределение в "Военпроект". А в 1948 году, когда в Московской консерватории открылось вечернее отделение, молодой специалист начала совмещать обучение там с работой архитектора. Педагогом Архиповой был Леонид Савранский. Когда его ученица дважды провалилась на прослушиваниях в Большой театр, он посоветовал ей поехать в Свердловский театр оперы и балета. "Чтобы, что называется, "распеться" – Из Свердловска сюда в Москву приехал сам Ганелин, директор театра, он ее послушал и сказал: "езжайте, мы даем Вам сразу главную партию", и только это заставило Ирину Архипову поехать", – говорит внук Ирины Архиповой Андрей Архипов.
Вспоминают на выставке и как Архипова открыла новую эпоху в истории культурного обмена между Италией и СССР после ее триумфального выступления с Марио дель Монако на сцене Большого театра в 1959 году. "Марио дель Монако был так ей восхищен, что в ответ пригласил в Италию, таким образом, она стала первой советской певицей, которая была приглашена на конкретную партию за границу", – куратор выставки Владислав Ступак. Благодаря ее успеху были проложены пути для стажировок советских артистов в "La Scala" и итальянских на сцене Большого театра. Гастрольную деятельность Архипова совмещала с общественной. Несколько лет она была Депутатом Верховного Совета СССР. Но несмотря на все достигнутые высоты, в жизни она оставалась доброжелательной и любила принимать гостей. "Смотри, какая у меня комната, смотри, какая у меня ванная красивая, то, то, щебетала, как соловейка, в театр всегда приходила "Здрасьте, здрасьте, девочки"", – вспоминает оперная певица Галина Черноба.
То, насколько ее любили и почитали коллеги, можно представить по клавиру к опере "Евгений Онегин". Внутри множество автографов. В том числе Дмитрия Хворостовского. "Любимой и обожаемой Ирине Константиновне, желаю Вам всегдашнего прекрасного звучания".