80 лет композитору Максиму Дунаевскому
"Композитор – это призвание, которое надо сделать профессией", – утверждает Максим Дунаевский. Автор музыки к десяткам любимых зрителями фильмов отмечает 80-летие. Над чем мастер работает сегодня – узнала Мария Трофимова.
Среди множества фотографий на стенах кабинета Максима Дунаевского нет ни одной случайной. Близкие, друзья, коллеги – свидетели самых важных моментов жизни. А вот детский снимок. Здесь будущему композитору пять лет. "Вот, пожалуйста, я мальчик с бантом, видите – с бантом. Почему? Я очень любил выступать. Как только приходили домой гости, я тут же садился за что-то – или за детский какой-то инструмент, или за пианино – осмеливался садиться и что-то играть... Эта, видите, страсть, она была с детства", – говорит народный артист России Максим Дунаевский.
Судьба Дунаевского могла сложиться иначе. Футбол и теннис в его жизни до сих пор. А тогда, в детстве, увидев нежелание заниматься музыкой, его отец – знаменитый композитор Исаак Дунаевский – просто отступил. "Сказал: "Слушайте, перестаньте его мучить, дайте парню спокойно со всеми на улице играть в футбол". Вот и всё, и я стал играть в футбол, и спорт – это моя вторая жизнь", – признается Максим Дунаевский.
Стать музыкантом он решил в 10 лет. После смерти отца. И мама – Зоя Пашкова, балерина Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова и Московского театра оперетты – отвела сына в музыкальную школу. "Преподаватель меня послушал и сказал: "Он совершенно не готов, ему надо в первый класс идти, но ему уже 10 лет". Мама спокойно сказала: "Ничего, он догонит". И я за два года сделал десятилетнюю программу музыкальной школы", – рассказывает композитор.
Выпускник Московской консерватории. Он учился у Шнитке, Хренникова, Эшпая, Кабалевского. Максим Дунаевский вполне мог стать композитором, пишущим симфонии и сонаты. Но волею судьбы познакомился с Марком Розовским, Ильёй Рутбергом, Альбертом Аксельродом и студенческим театром Московского университета "Наш дом". "Сказали: "Давай, ты теперь пиши музыку к спектаклям". И там я написал первые песни, и там я ощутил первого зрителя за спиной, потому что сидел за фортепиано спиной к зрителям около сцены. Вот, и этот театр меня пронизал. Я стал писать музыку для театра, потом автоматически для кино", – делится народный артист России.
Все киномузыкальные удачи, признаётся Дунаевский, связаны с полной свободой, которую ему давали режиссёры. Ролан Быков – один из них. В 74-м он поверил в молодого композитора и доверил написать музыку к фильму "Автомобиль, скрипка и собака Клякса". В эту работу Дунаевский постарался вложить всё, что знал, умел и любил. Максим Дунаевский, народный артист России: "Кто-то сказал, что у меня есть детское произведение, которое очень симпатичное, – "По щучьему велению". У меня было такое. Он сказал: "Интересно послушать, дай мне телефон". Мне позвонил, говорит: "Слушай, у тебя хорошее". Я говорю: "Я сейчас как раз пишу на "Мелодии", пишу пластинку "По щучьему велению". Он говорит: "Давай я её срежиссирую и сыграю!" Он был очень импульсивный человек".
Он сочинил мелодии к более чем 70 фильмам, музыкальным спектаклям и мюзиклам. Песни, на которых выросло не одно поколение, не просто стали популярными – обрели самостоятельную жизнь. "Карнавал", "Д'Артаньян и три мушкетёра", "Ах, водевиль, водевиль...". Каждый фильм для Максима Дунаевского дорог по-своему. Но самым совершенным он считает "Мэри Поппинс, до свидания". "Симфоническая музыка, джазовая, рок, песни – всё в одном фильме. То есть композитор должен уметь всё", – отмечает Максим Дунаевский.
Перфекционист по натуре, говорит, никакой формулы хита не существует, всё дело в таланте, труде и удаче. Сегодня кинематографу Максим Дунаевский предпочитает театр и продолжает писать для него. Совсем скоро в Петербурге представят спектакль по роману Дюма "Железная маска". И это будет не история плаща и шпаги, а настоящая комедия.