Премьеру спектакля "Бедные люди" представили в Театре имени Образцова
Премьеру спектакля "Бедные люди" по мотивам повести Достоевского представили в Театре имени Образцова. Чтобы перенести эпистолярный роман в кукольный мир, режиссер Александр Адабашьян поместил персонажей в новую реальность. Подробности – у Алии Шарифуллиной.
Макар Девушкин. Мелкий пожилой чиновник, у которого нет шансов сделать карьеру. В его жизни не происходит ничего примечательного. Он живёт незаметно, глядя на мир через полуподвальное окошко. Маленький человек настолько маленький, что все окружающие предметы гораздо больше его самого. Тесное пространство тотального всепоглощающего одиночества.
Но как заметил о Макаре Белинский: "Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее понятия, тем кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце... Однажды к этому маленькому человеку пришла большая любовь, объект которой создал он сам из подручных средств, что нашел у себя на столе. "Главное – персонаж Варенька. Он собрал ее из Петербурга – обрывки бумаги, листья.....", – говорит автор пьесы, режиссёр-постановщик, художник-постановщик Александр Адабашьян.
Здесь сложно не вспомнить историю "Пигмалеона". Но Александр Адабашьян оживляет неживое, переводя "Бедных людей" Достоевского на язык кукольного театра. Декорации – предметы-символы, которые помогают зрителю вообразить Петербург позапрошлого столетия и быт мелкого чиновника – стол, перо, пресс-папье, статуэтка богини света – Гемеры, которая верит, что светом озарится и жизнь Макара. "Она была и во дворцах, и в салонах и везде наблюдала за людьми", – рассказывает актриса Анна Суворова.
Кукла и актер ею управляющий – здесь в сложных отношениях. Озвучивают своих персонажей актеры на расстоянии, наблюдая за ними из-за кулис. "Мы создаем впечатление, что она живет сама по себе... В этом есть своя сложность", – отмечает актриса Алия Гаттарова.
Глядеть на мир из полуподвального окошка Варенька не готова. Сколь чуден этот верхний мир. В финале она бросает несчастного Макара, как и в романе Достоевского. Но Адабашьян немного смягчил углы – дав своему герою еще один шанс на счастье. Ведь как учил сам Достоевский в "Бедных людях" – "Надо любить не что-то, а кого-то. И, желательно, чтобы это было обоюдным".