"Искусство труда" – выставка в Новой Третьяковке
Помните, чеховская Ирина в "Трех сестрах" восклицала: "Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни, или пастухом, или учителем, который учит детей, или машинистом на железной дороге... Боже мой, не то что человеком, лучше быть волом, лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в двенадцать часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается, о, как это ужасно!". Сам Чехов, как известно, не оставил ремесло лекаря, добившись даже большого литературного успеха. Слава человека труда заметно померкла после длительного советского воспевания. И по мнению организаторов арт-фестиваля "Время, вперед", сам этот человек сместился на периферию. Шесть лет фестиваль усиленно пытается вернуть человека труда в центр внимания. Шесть лет в залах Западного крыла Третьяковской галереи проводится конкурс и выставка "Искусство труда".
Члены жюри – а это известные живописцы, скульпторы, организаторы фестиваля "Время, вперёд!" – лучших из лучших выбирали прямо на выставке. Внимательно осмотрев экспозицию и посовещавшись, победительницей в номинации "Живопись" назвали Дарью Тихомирову за работу "Символ эпохи". Студентка Московского художественного института имени Сурикова впервые на фестивале, вдохновлялась работой Веры Мухиной. "Башмак передает устойчивость и величие, поэтому я решила взять только этот фрагмент скульптуры. Рабочих я видела, просила мне попозировать, собирала материал и потом уже в процессе компоновала. Первый раз меня наградили за мою работу, поэтому, конечно, я переживаю, и эмоции яркие", – поделилась лауреат фестиваля "Время, вперёд!" Дарья Тихомирова.
Скульптор Алексей Чепашов на фестивале уже четвертый год подряд – и никогда не уходит без наград. В этот раз первое место за его "Тушилу". Это собирательный образ пожарных из Апрелевки Московской области. "Труд пожарных, их ежедневная рискованная работа, когда они не знают, вернутся они сегодня домой или нет, но они каждый день на это должны идти, и это их собственный выбор", – отметил лауреат фестиваля "Время, вперёд!" Алексей Чепашов.
Эстетика грубых индустриальных форм, их сила и мощь у могучего Енисея вдохновили Рену Аверину из Красноярска на создание "Индустриальной серии" – у нее первый приз в категории "Графика". Лучшей инсталляцией члены жюри назвали работу Натальи Фокиной "Безликие", посвященную шахтерам. На выставке в этом году большой и сложный пазл из 190 работ, отражающих четыре трансформации – энергии, состояния, материи, природы. "Хотелось бы, чтобы как можно людей знали, насколько важны эти незаметные, незаменимые рабочие профессии: уборщики, сталевары, электрики, пожарные. Всё, что они делают для нас, часто воспринимается как должное. А оно не должно восприниматься, как должное", – подчеркнула куратор выставки "Искусство труда" Татьяна Авдеева.
Выставка "Искусство труда" – это финал фестиваля "Время, вперёд!". Художники создавали свои произведения в течение года, большинство писали с натуры – на действующих производствах. "Раньше людей труда рисовали, если вернуться лет на пять назад, в мрачных тонах. Не верили, что это престижный труд, или что можно творчество проявлять на заводах. Сегодня здесь больше позитивных эмоций. Надеюсь, что это отражение настроений в обществе", – заявил председатель жюри, основатель фестиваля "Время, вперёд!" Константин Бабкин.
Лауреаты получают денежные гранты, общий призовой фонд более трех миллионов рублей, но главная награда, как признались сами финалисты, это возможность показать свои работы широкой публике.