Мастер психологического портрета: 160 лет со дня рождения Валентина Серова
160 лет со дня рождения Валентина Серова отметили в Смоленской художественной галерее, где хранятся рисунки и несколько полотен живописца. Серов известен прежде всего как мастер тонких психологических портретов. Об одном из них – Анастасия Артёменко.
Княгиня Мария Тенишева сидит в непринужденной позе. У ее ног верный колли. Валентин Серов писал этот портрет в санкт-петербургской квартире Тенишевых на Английской набережной. Сохранилось две фотографии, запечатлевших работу художника и его моделей. За княгиней висят огромные гобелены, на столе лампа с желтым абажуром, которую Валентин Серов во время одного из сеансов неожиданно включил. И это кардинально изменило световое решение портрета: на лице Марии Клавдиевны появились необычные рефлексы. Что произошло, она подробно описала в своих мемуарах. "На один из сеансов к ним залетает знаменитый Сергей Дягилев. И с порога художнику сообщает в карьер: "Как же ты пишешь даму в столь открытом декольте, да при дневном освещении!". Ещё и рассмеялся при этом, как подметила Мария Тенишева позже в своей книге", – рассказала сотрудник Смоленской художественной галереи Кристина Мамедова.
А на этом снимке Мария Тенишева со своими собаками, в том числе с лохматой звездой портрета, написанного Серовым. Искусствоведы отмечают, что Валентин Александрович с большой любовью рисовал животных. И на нескольких его графических работах, которые хранятся в фондах Смоленского музея-заповедника, тоже изображены звери и птицы. На офорте мальчик держит в руках курицу. После того, как в 1941 году семья художника передала доску в Русский музей, несколько офортов с нее были напечатаны. А в 1980-е годы коллекционеры подарили еще один вариант этого офорта. Так что в Смоленске два мальчика с курицей. "Видно по рисунку, насколько свободно художник себя чувствовал в этой технике. Вообще, офорт рисуется иглой на доске, которая покрыта лаком. И насколько здесь свободный штрих, импровизационный", – заметила хранитель коллекции графики Смоленского музея-заповедника Валентина Кочанова.
Большая редкость – цветные рисунки Валентина Серова. И в Смоленском музее хранится один из таких – иллюстрация к басне Ивана Крылова "Лев и волк". По заказу Саввы Мамонтова Валентин Серов работал над этой серией с 1895 года вплоть до своей смерти в 1911-м. Закончить работу он не успел, книга не была издана. И один из рисунков той серии оказался в Смоленском музее. Во время реставрации были отделены лист бумаги и картон, и оказалось, что на одной из подложек сохранился набросок пейзажа с куполами, сделанный Серовым, и его автограф. Еще одна работа из смоленских фондов – рисунок "Опричник": герой кровавой эпохи Ивана Грозного мчится на коне.