В СевГу создали 3D-реконструкции пяти храмов Херсонеса
3D-реконструкции пяти храмов Херсонеса были созданы в Севастопольском государственном университете. Благодаря цифровым технологиям по ним можно проводить обучение и виртуальные экскурсии. Кто работал над проектом – расскажет Вероника Сафронова.
Религией Элла Карнаушенко заинтересовалась в 25 лет. Приняла крещение и начала служить в храме. Пела в церковном хоре и писала иконы – первое образование у Эллы Николаевны художественное. Иконопись привела её на факультет теологии. "Поиски истины могут привести человека в церковь, прежде всего. Конечно, есть и другие причины, но главная – поиски Бога", – говорит сотрудник лаборатории "Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях" СевГУ Элла Карнаушенко. Её работы можно увидеть на фасаде Петропавловского собора. Обычно мозаику выкладывают из смальты. Но Элле Николаевне захотелось сделать изображение более архаичным, и в качестве материала она выбрала морскую гальку. Рассказывает, её привлекла идея творить с оттенками и формами, которые создала природа. "Тут нельзя самому этот камешек расколоть, сделать какой нужно, необходимо найти нужное из того, что имеется. Поэтому это достаточно долгий процесс", – отмечает сотрудник лаборатории "Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях" СевГУ Элла Карнаушенко.
По словам Эллы Карнаушенко, церковное искусство отличается от светского, главным образом тем, что в нём меньше реализма и больше символизма. Последние несколько лет в Севастопольском госуниверситете Элла Николаевна занимается созданием 3D-моделей древних построек. Когда-то для дипломной работы она освоила необходимые компьютерные программы. И теперь вместе с командой реконструирует храмы Херсонеса. "С помощью лазерного сканера, или просто множества фотографий, которые делаются буквально через 50 сантиметров. Вы отснимаете весь объект как внутри, так снаружи. Если есть дрон, то и сверху. И потом с помощью компьютерной программы строится модель этих развалин", – объясняет сотрудник лаборатории "Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях" СевГУ Элла Карнаушенко. Недостающие фрагменты дополняют вручную с помощью художественных навыков, логики и исторических фактов. Например, есть маленький кусок древней плитки. Его нужно растянуть на весь пол. Для этого изучают характерные черты того времени и отрисовывают нужную текстуру.
Готовые модели можно рассмотреть в очках виртуальной реальности через специальные интерактивные приложения. "Человек может полностью оказаться в интерьере храма и сам по нему передвигаться. К тому же есть какие-то интерактивные элементы, как, например, открывающиеся двери. И сейчас идёт работа над тем, чтобы какие-то предметы можно было взять в руки", – продолжает сотрудник лаборатории "Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях" СевГУ Элла Карнаушенко. Это огромная трехнефная, двухъярусная базилика. С хорами и богатыми мозаиками. Во время экскурсии можно увидеть интерьер роскошного храма, а также экстерьер с украшенными стенами и крышей. Сейчас Элла Карнаушенко занимается воссозданием пещерных храмов Эски-Кермен. Эта работа поможет популяризировать историю религии Крыма и показать её в дополненной реальности.