Комиксы для режиссера: 105 лет со дня рождения Федерико Феллини
Исполнилось 105 лет со дня рождения Федерико Феллини. Классик мирового кино говорил, что идеи новых фильмов часто приходят к нему во время езды в автомобиле. Режиссер не только записывал их, но и зарисовывал. Как комиксы повлияли на творчество Феллини, изучил Станислав Анисимов.
Яркие, необычные, вызывающие – так можно описать образы из фильмов Федерико Феллини или... из любого детского комикса. Любовь к графическим историям у режиссера началась с самого детства. Феллини и сам придумал несколько комиксов. Ему принадлежит история для журнала Rolling Stone "Сон китайца" и потрясающий дневник снов, который он вел по совету своего психотерапевта. "Поколение Феллини просто фанатело от комиксов", – рассказал киновед Паскуале Янноне.
В телефильме "Клоуны" Феллини говорил не только о цирковом искусстве, но и о своем детстве. Автобиографический эпизод – маленький мальчик, который встает с постели от шума за окном, – визуально воспроизводит один из главных мотивов серии комиксов Уинзора Маккея про Малыша Немо. История в этом графическом рассказе начинается с того, что герой встает с кровати и оказывается в мире своего нового сна. Этот же прием Феллини повторил на телевидении, но уже в авторской рекламе Банко ди Рома. Там главный герой мучается от кошмара, наполненного фрейдистскими символами. Момент пробуждения повторяет сцену из комиксов. Правда, следом за ней на экране разговор с психоаналитиком. У взрослых свои развлечения, зачем им клоуны? "Книги комиксов для режиссера были определенно источником вдохновения. Он хотел передать их энергетику на экране", – добавил Паскуале Янноне.
А это еще один журнал – "Детский курьер". Он издавался в Италии с 1908 года. Его, конечно же, читал и Федерико Феллини. Сегодня исследователи находят параллели между сюжетом одного из выпусков и историей героев фильма "Дорога". Так, Джульетта Мазина похожа на главного героя – мальчика-бродяжку. А циркач Дзампано на героя Дзараппо. "В то время, когда Феллини учился в школе, большинство изображений вокруг были черно-белыми. А комиксы – цветными, вот почему они так привлекали ребенка", – пояснил Паскуале Янноне.
Итальянский художник комиксов Мило Монара вспоминал: "На семидесятилетие Феллини я подарил ему коробку фломастеров, и его глаза заблестели, как у ребенка. Это были хорошие фломастеры для профессионалов, они не выцветают со временем. Федерико никогда не относился всерьез к своим рисункам. Ему было искренне непонятно то, с каким благоговением мы сохраняли ресторанные салфетки, на которых он рисовал".