Третьяковка представляет первую ретроспективную выставку Франциско Инфанте
Третьяковская галерея представляет первую ретроспективную выставку Франциско Инфанте – одного из ведущих российских художников второй половины ХХ века. 400 произведений охватывают шесть десятилетий работы мастера. Что скрывается за названием экспозиции – "Метафоры бесконечности" – увидела Лидия Алёшина.
Перед открытием выставки Франциско Инфанте лично проверяет экспонаты. Куст – объект из цикла "Артефакты: Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива". Художник поправляет одну из планок, которая нарушает заданную геометрическую форму. Если смотреть на объект с определенного расстояния и высоты, то в этом хаосе можно увидеть квадрат. "Это метафора того, что искусственный объект, символ технической части мира, и природа как символ божественного начала каким-то образом пересекаются в наше время", – пояснил заслуженный художник России Франциско Инфанте.
Пространство, движение, бесконечность. Объект из нержавеющей стали и капроновой нити – отсыл к началу шестидесятых, когда Франциско Инфанте был увлечен идеей кинетического искусства, соединял язык геометрической абстракции с возможностями науки и техники. Вращающиеся при помощи мотора кубические формы, пересечение нитей, мерцающие лампы – метафора пространства, движения и бесконечности. "Франциско экспериментировал с разными геометрическими формами: это были треугольники, квадраты, круги. Но он в конце концов нашел идеальное воплощение бесконечности именно форме точки и выходящей из этой точки спирали", – рассказала куратор выставки Мария Геллер.
Вместе с супругой Нонной Горюновой Франциско Инфанте создает уникальные артефакты, делая геометрические объекты частью природы. Для создания иллюзий и изменения восприятия пространства использует зеркала и другие оптические инструменты. "Цикл артефактов "Круг" как раз ярко представляет его концепцию артефактов. То есть это искусственный предмет, помещенный в природу", – дополнила куратор выставки Мария Седова.
Импульсом для создания артефактов из цикла "Сквозь камень" стали впечатления художника от поездки по Италии, где в одной из деревушек он увидел, как виноградная лоза пробивается сквозь толщу горной породы. А это из раннего – "Супрематические игры". Здесь художник обращается к идеям Казимира Малевича. В марте 1968 года на подтаявшем снегу он выложил "Супрематические композиции" и их сфотографировал. "Для Малевича белый фон его картин, а он всё на белом делал, является белым Ничто. Я захотел придать измерение этому Ничто. И вот белый снег является действительно ничем по отношению к покрашенным красочным пигментом картонкам", – поделился заслуженный художник России Франциско Инфанте.
Природа для художника – символ вечного, загадочного, божественного мира. Другой мир – мир технологий. И они взаимодействуют. А метафоры, по мнению Франциско Инфанте, больше говорят о жизни, чем сама жизнь о себе.