25 января МГАСО в "Зарядье" представит шедевры Моцарта и Брамса
Дирижер – Ярослав Забояркин.
В первом отделении прозвучат два произведения Вольфганга Амадея Моцарта, относящихся к 1780 годам.
Опера "Директор театра" – сочинение "на случай" с особым характером, за которое композитор взялся в отсутствие других заказов. В 1786 году в оранжерее Шенбрунна состоялся "Увеселительный праздник в честь генерал-губернатора Нидерландов", на котором было решено устроить соревнование между оперными формами с участием лучших артистов драматического театра, немецкой и итальянской опер – говоря современным языком – капустник. Представленные сочинения должны были высмеивать как саму оперу, так и ее организационные стороны. В отличие от оперы композитора-конкурента, творение Моцарта вошло в историю. При жизни Моцарта опера "Директор театра" была исполнена лишь дважды, но впоследствии чарующая музыка послужила основой для целого ряда переработок либретто и новых постановок.
В этот период жизни Моцарта – великого пианиста и творца клавирной музыки – самое важное место занимают Концерты для фортепиано с оркестром, которые он писал много и быстро для разного рода публичных академий и выступлений на частных музыкальных вечерах. Концерты Моцарта – апофеоз фортепиано, яркая демонстрация его подлинных возможностей. В программе 25 января прозвучит Концерт № 20, написанный Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1785 году и впервые исполненный в казино Мельгрубе в Вене с композитором в качестве солиста. Это был первый из пяти еженедельных "Пятничных концертов", которые дал Моцарт в течение весны 1785 году. Концерт обладает новизной содержания и полон внутренней борьбы и контрастов. В знаменитой коде этого произведения минор разрешается в светлый мажор и дарит слушателям ощущение надежды и излюбленную идею творчества Моцарта – несмотря на любые драматические перипетии в жизни всегда найдется место для радости и веселой шутки. Концерт № 20 Моцарта был особенно любим Бетховеном, так как произведение явилось музыкальной предтечей движения "бури и натиска".
Концерт № 20 исполнит заслуженная артистка РФ Екатерина Мечетина: "25 января я выступаю вместе с МГАСО после перерыва в несколько сезонов. Буду необыкновенно счастлива вновь сыграть с Московским государственным академическим симфоническим оркестром, который для меня не просто коллектив, а родной дом, тесно связанный с моей семейной биографией. Наше первое совместное выступление состоялось лет 25 назад, еще когда мой отец, Василий Мечетин, был артистом группы виолончелей. Он всю жизнь проработал в МГАСО, начав при Веронике Дударовой. Мои первые посещения концертов были связаны именно с МГАСО. Я ходила на все детские абонементы, а затем и выступала вместе с оркестром. Я играла с Павлом Коганом, и с Феликсом Коробовым. Хотя мой папа давно на пенсии, и состав коллектива уже обновился, я все равно воспринимаю МГАСО по-особенному, не просто как оркестр.
Как и для любого профессионального музыканта, творение Моцарта для меня – музыка гения, недосягаемая, непостижимая, абсолютно космическая. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром – мой любимый концерт Моцарта, я его играю чаще других. В моем репертуаре – несколько концертов Моцарта, но Двадцатый стоит особняком. Однажды, еще в годы учебы, я поехала с этим Концертом в тур по Японии с юношеским оркестром, и с тех пор могу сыграть его с закрытыми глазами в любое время дня и ночи, потому что, когда исполняешь произведение на концертах пятнадцать раз подряд, оно становится частью тебя".
Во втором отделении программы прозвучит Симфония № 4 ми минор Иоганнеса Брамса. Эмоциональная порывистость романтизма и стройность классицизма сочетаются в симфоническом творчестве великого композитора. Симфония № 4 – вершина оркестрового творчества, произведение зрелого мастера, уже получившего признание. Симфония была написана в горном местечке Мюрццушлаге в Штирии – маленькой деревушке, с которой у Брамса были связаны теплые воспоминания. В произведении слышны мотивы музыки барокко, к которой Брамс обращался на протяжении всего творческого пути. Премьера Четвертой симфонии прошла с огромным успехом в Мейнингейме в 1885 году, а затем Ганс фон Бюлов отправился с ней в концертное турне по рейнским и голландским городам. Четвертая симфония стала "лебединой" песнью Брамса – незадолго до кончины, уже смертельно больной, он присутствовал на ее исполнении Гансом Рихтером в Венской филармонии в 1897 году. Четвертая симфония Брамса осуществляет связь времен, соединяет достижения эпох классицизма и романтизма и оказала огромное влияние на композиторов следующей эпохи – Малера и Хиндемита, Онеггера и Шостаковича.