Волгоградским родителям рассказали, в чем особенности левшей и надо ли переучивать ребенка "на правую руку"
– Амбидекстер – это природный дар или упорный труд? Можно ли эту особенность в себе развить?
"Конечно, на земле у нас есть и левши, и правши, и есть люди, которые владеют двумя руками в равной степени. Это качество есть врожденное, но его можно и развить, конечно. Это упорный труд, я бы сказала".
– В чем отличие ребенка-левши от правши? Как ему дается обучение в школе? И в чем его, может быть, сильные и слабые стороны?
"Левша, как правило, более творческий человек, но ему трудно выполнять что-то по шаблону. При этом левши очень многозадачные, то есть они могут делать сразу несколько дел одновременно. Школа сегодня очень сильно изменилась. Если раньше в советской школе левшей не было, их все время переучивали, то сейчас, конечно, мы воспринимаем это как нормальное явление, и ребенок развивается в соответствии с нормами, мало чем отличается от правшей. Да, у них есть сложности в обучении письму, поскольку наши школы направлены на праворуких детей, то есть наклон тетради и прочее. Но педагоги современные уже знают и умеют, они адаптируют так, что ребенок-левша сидит, допустим, слева за партой, чтобы он не толкал соседа, который рядом. В целом, думаю, сейчас все происходит успешно, и большое количество леворуких детей сейчас в школах".
– Можно ли сказать, что современные дети стали хуже говорить и писать? Если да, то с чем это связано?
"Работая в школе, мы наблюдаем, что действительно речь у детей стала более бедной, менее насыщенной. Это связано, конечно, с тем, что большое количество технологий вошло в нашу жизнь. И малышам мы уже даем сразу гаджеты, поэтому не происходит развития артикуляционного аппарата ребенка, который должен к семи годам уже четко разговаривать, а у него звуки некоторые не поставлены. А письмо очень связано с речью: чем больше читаем, тем лучше пишем, грамотнее".
– Каков путь исправления? Сколько времени понадобится, чтобы исправить почерк и речь?
"У детей младшего возраста зависит от индивидуальных особенностей, в частности это физиологическая норма, то есть ребенок просто не знает, куда положить артикуляционный приклад при том или ином звуке, то есть куда язычок положить. В таком случае корректируется быстро. Если же более глубокая проблема, связанная с наследственностью, с какими-то органическими поражениями, то здесь нужна длительная работа и, как правило, еще и с неврологом. Почерк, конечно, можно развивать, улучшать в любом возрасте. Если мы берем начальную школу, то здесь коррекция будет происходить быстрее. При этом, конечно, важна мотивация ребенка, что он сам хочет, а не родитель хочет, чтобы у ребенка был красивый почерк. Если это взрослый, то исправлять привычки, конечно, всегда сложнее, но можно", – рассказала Ольга Макарова ведущим ГТРК "Волгоград-ТРВ".