24 января 2025, 08:45 24 января 2025, 09:45 24 января 2025, 10:45 24 января 2025, 11:45 24 января 2025, 12:45 24 января 2025, 13:45 24 января 2025, 14:45 24 января 2025, 15:45 24 января 2025, 16:45 24 января 2025, 17:45 24 января 2025, 18:45

На Новой Земле специалисты нацпарка "Русская Арктика" нашли фргаменты старинной лодки

  • Картинка
  • На Новой Земле специалисты нацпарка "Русская Арктика" нашли фргаменты старинной лодки
  • Картинка
    Раритеты уровня Эрмитажа и Русского музея обнаружили специалисты нацпарка "Русская Арктика".
  • На Новой Земле специалисты нацпарка "Русская Арктика" нашли фргаменты старинной лодки
Раритеты уровня Эрмитажа и Русского музея. Так говорят о своих находках специалисты нацпарка "Русская Арктика". Фрагменты старинной лодки они обнаружили на Новой Земле почти десять лет назад, но только сейчас удалось установить возраст деревянных деталей. Во время исследований пришли и к некоторым интересным выводам о поморском судостроении.

Они открыли ученым то, что так тщательно пытались скрывать столетия. Оранские — самые северные из группы островов Новой Земли. Именно здесь специалисты нацпарка «Русская Арктика» обнаружили фрагменты старинной поморской лодки. Вот кадры 2016 года. На видео показано, как элементы судна — всего их около 70 — начинают спасать от забвения. Серьезные разрушения дерева не возникли благодаря суровому арктическому климату. Он же не позволил и быстро разлучить Оранские острова с их сокровищами. На материк лодку доставили лишь в 2022 году на судне «Профессор Молчанов». После — консервация памятника истории.

«Ушло два года на то, чтобы древесина высохла».

Специалист нацпарка Евгений Ермолов первый обнаружил находку. Тогда, в 2016. Сразу понял, что перед ним образец исконно поморского судостроения — дерево рублено топором, а сама лодка — сшита.

Евгений Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика»: «Сшивали с помощью вицы, это побеги еловые, либо веточки, либо маленькие тонкие стволы, которые вываривали. И обычно хватало на 3-4 стежочка, вот мы видим — начинается веточка, раз-два-три — заканчивается веточка».

А начало эта история где и когда берет? С аналитикой нацпарку помог Институт географии РАН.

«Анализ дендрохронологический дал нам регион, где произрастала древесина — это Карельский берег Белого моря».

Установлен и год рождения судна. Мог бы помочь подсчет годичных колец — но полноценных бревен для спила не сохранилось. Потому пришлось пожертовать несколькими некрупными фрагментами лодки.

«Сделали заключение, что лодка 1691 года».

И что лодка — промысловая, длиной семь и шириной два метра. Такие могли использоваться для охоты за моржами, для доставки людей с более больших судов на берег. Сохранившиеся детали помогают понять конструкторскую мысль прошлого.

«Это шпангоут, то есть по сути это ребра, которые крепились к позвоночнику, а к ним уже крепились доски. Это место стыка, то есть доски не хватило, и здесь стыковали доски между собой. Это верхняя часть борта, с этой стороны он круглый, для того, чтобы куда-то пришвартовываться».

Евгений Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика»: «Ценность в том, что это допетровское судно. Новоманерные суда, петровские преобразования сильно повлияли на традиционное судостроение, а это — еще не знавшее европейских преобразований традиционное поморское судостроение».

И поморы — судя по месту обнаружения находки — уже в 17 веке были неутомимыми покорителями Арктики. Но если пункт назначения ясен, то вот место отправления и хозяина судна пока со стопроцентной точностью не установили. Есть версия, что к Новой Земле лодка прибыла с Соловков. А вот эти части судна прибыли на большую землю — как выяснилось — раньше остальных. В 2016 три фрагмента ученым разрешили доставить в Архангельск бортом вертолета. Сохранность их с тех пор обеспечивается в визит-центре нацпарка «Русская Арктика».

Александр Кирилов, директор Национального парка «Русская Арктика»: «Это уникальнейшая находка. Можно сказать, что это находка уровня Эрмитажа или же Русского музея, потому что она -единственная в России, таких больше лодок нет в полной сохранности».

Не только сохранить судно, но и реконструировать его полный облик — дело будущего. Первые эскизы уже есть. Возможно, найдутся те, кого они вдохновят на создание реплики лодки. Чтобы прошлое стало настоящим.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация