Модницы южных губерний: что носили крестьянки в XIX и XX веках
"Душегрея" – так в Музее русского быта "По сусекам" назвали выставку женской крестьянской одежды южных губерний. Здесь представлены подлинные традиционные костюмы и предметы быта, привезенные из этнографических экспедиций. Что такое кохта, манчета и грибатка, узнала Ксения Луженкова.
И крестьянки наряжаться умеют. В гардеробе деревенской модницы непременно несколько понёв – каждая для отдельного торжества. Чем богаче узор, тем важнее повод нарядиться. Например, эту юбку на шлёнке – шерсти шлёнских овец – украшают частые строчки зигзагами. Ее надевали на свадьбу. "Девушка на выданье одета очень дорого. На ней верхняя одежда. Называется поддёвка, или кохта. Кохта – это переделанное деревенское от слова "кафтан", – рассказала коллекционер и исследователь народного костюма Эльмира Ахмедова.
По праздникам надевали грибатки – ожерелья из круглых, вышитых золотом мохров. Эти солярные знаки служили оберегом. По предположению исследователей, количество мохров определяло статус модницы. По два надевали девушки. Замужние женщины – по четыре и больше. На талии носили крест – специально навыпуск. Так соединялись язычество и христианство. Выставочное пространство тоже выбрано неслучайно. "Мы находимся в подклете старинного храма XVII века – храма Николая Чудотворца на Берсеневке. И все своды здесь пропитаны историей, традицией, поэтому выставки в этом аутентичном пространстве в тройном размере дают восприятие нашего русского быта, нашей культуры", – сообщила основатель и директор Музея русского быта "По сусекам" Елена Тюняева.
История села Тростенец Белгородской области насчитывает почти четыре столетия. Среди местных жителей не было ни одного крепостного. Уникальная мода формировалась под влиянием переселенцев с запада. Платок завязывали узлом наверх. Низ кохты украшен манчетой – оборкой из широкой полосы того же материала. Юбка сшита из ткани с Барановской мануфактуры. Считалось, что невеста богатая, если одежда на ней не домотканая. Рядом с лаптями – увесистые подкованные коты, которые носили только в шерстяных чулках. В них танцевали пересек. "Одна задает один ритм, другая пересекает. И вот как раз эти подковочки здесь играют большую роль, потому что во время пения создается уникальный, удивительный ритм. Этот танец – пересек – это только Белгород, Воронеж", – пояснила коллекционер, этнограф Елена Филиппова.
Верхнюю одежду из двух губерний, трех современных областей, коллекционеры добыли во время экспедиций. Тогда же они услышали сказы, былины и традиционные спевки.