"Щастье": Театр Моссовета представляет новый спектакль Аллы Сигаловой
Что такое "Щастье" – с большой буквы "Щ"? Режиссер и хореограф Алла Сигалова знает ответ. Музыкальный спектакль с ошибкой в названии она поставила в Театре Моссовета. В основе постановки – фолк-опера Юлия Кима и Владимира Дашкевича. А они написали ее по мотивам пьесы Маяковского "Клоп". Это сложное "Щастье" увидела Юлия Кундрюкова.
Главное здесь – история и люди, их судьбы, говорит режиссер постановки Алла Сигалова. Двадцатые годы прошлого века гораздо ближе к нам, чем кажется, в этом уверены все, кто задействован в спектакле. А у исполнителя главной роли Михаила Тройника и вовсе в сознании случился переворот: эпоха нэпа и строительства нового общества – это не только плакаты и лозунги. "Я смотрел сейчас фильмы про двадцатые. Конечно, я видел очень худых, измученных людей, у которых вообще мало сил. И как они выдержали это время – очень большой вопрос для меня", – поделился актер Михаил Тройник.
Юлий Ким и Владимир Дашкевич создали фолк-оперу на основе пьесы Маяковского "Клоп" и других его произведений. "Клоп" – феерическая комедия, хрестоматийно считается, что главная тема – высмеивание мещанства. Своих героев поэт называл "оживленными" тенденциями, которые выкрикивали лозунги, вызывая смех. За сто лет мало что изменилось – и это по-прежнему смешно. И по-прежнему главный герой – наивный, открытый, глуповатый Присыпкин, который просто мечтает о квартире с зеркальным шкафом и счастливой жизни с Зоей Березкиной. Эта роль – на разрыв, признается Михаил Тройник. Ведь в один момент он – наивный и открытый, и тут же – разгневанный и агрессивный. Эмоции через край. Отдача такая, что актер даже заболел накануне премьеры. Но не выйти на сцену не мог.
Любовь, квартира, мечта о новой прекрасной жизни в новой стране – интерпретаций понятия, что такое счастье, в этом спектакле примерно столько же, сколько персонажей. "Каждый персонаж формулирует это понятие по-своему и выстраивает свой путь к цели, которую он считает счастьем. И у каждого счастье – разное", – рассказала режиссер, хореограф, заслуженная артистка России Алла Сигалова.
Для Зои Березкиной в исполнении Дарьи Балабановой счастье простое и тихое: главное, чтобы любимый был рядом. Для нее счастье на букву "Щ" недостижимо. Маяковский обращал пьесу к зрителю как зеркало, показывая Присыпкина-клопа, высмеивая и в то же время вызывая жалость. Какие чувства этот герой вызовет сегодня и достижимо ли то самое "щастье" – решать уже современному зрителю.