К летнему сезону пляжи Кубани планируют привести в норму
– Виталий Геннадьевич, я вас просил заняться этим вплотную. Знаю, что вы и на месте бываете, работу соответствующим образом уже организовали. Как она идет сегодня? – обращается президент с вопросом к вице-премьеру Виталию Савельеву, который возглавляет правительственную комиссию по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.
– Кормовая часть танкера "Волгонефть-239" расположена на мели. По состоянию на сегодня на 8 утра уже откачано свыше 1100 тонн мазута. Также организован ее вывоз с места дислокации. Для подъема затонувших фрагментов танкеров: носовой части "Волгонефть-239", а также носовой и кормовой частей "Волгонефти-212" разрабатывается проект подъема, – отчитывается вице-премьер.
– В круглосуточном режиме ведутся работы по выявлению и устранению очагов загрязнения на пляжах Краснодарского края, Республики Крым и города Севастополя. В этих субъектах по-прежнему фиксируются единичные незначительные выбросы нефтепродуктов на береговую линию", – докладывает глава МЧС Александр Куренков.
Авария танкеров в Керченском проливе показала, что правила судоходства подобных судов или не исполняются, или прописаны недостаточно четко.
"Необходимо провести комплексную ревизию нормативной базы, регламентирующей морские и речные перевозки нефти и нефтепродуктов, проверить состояние танкерного флота, а также провести ревизию имеющегося технического, технологического и научного потенциала по самой ликвидации последствий похожих техногенных аварий", – ставит задачу Владимир Путин.
Корму танкера, севшего на мель, освободили от мазута. За пять дней специалисты выкачали почти 1,5 тысячи тонн.
"Вот тот самый мазут, из-за которого такие сложности. Но они все решаемы", – уверяет специалист ООО "Морской судовой сервис" Семен Алексеев.
Круглосуточно специалисты грели мазут, чтобы он стал текучим, на погрузку битумовозы подходили один за другим.
Скорость и возможность перекачки в цистерны напрямую зависит от температуры мазута.
"Через 10-12 часов он остывает, и получается консистенция вот – почти не льется", – рассказывает машинист технологических насосов наливного терминала Виталий Шевченко.
Подходящего оборудования для такого густого мазута не было, так что сотрудники наливного терминала собрали установку за сутки.
"Установка с температурой 65 градусов. Продукт, поступая сюда, еще догревается", – объясняет генеральный директор наливного терминала Павел Быков.
Корму танкера на мели после очистки от мазута ждет утилизация.
В процессе выгрузки танкер постоянно меняет свое положение, так что дорогу регулярно отсыпают, чтобы защитить закрытую гавань от шторма, усиливают блоками. Дорога дает возможность тяжелой технике работать вплотную к судну. Разделку кормы на фрагменты планируют начать в феврале.
На глубине в 20 метров в открытом море водолазы обследуют затонувшие танкеры, чтобы из трех планов по изъятию этих фрагментов специалисты могли выбрать самый безопасный.
"Два сложно реализуемых. Это откачка на глубине 20 метров. Второй вариант – построить саркофаг. Но при подводных течениях это будет дорогостоящее и долгоиграющее решение. Наиболее подходящий вариант – это подъем. С подъемом связано очень много рисков. Мы хотим избежать любой случайности, которая может быть при подъеме", – сообщает вице-премьер Виталий Савельев.
Для этого водолазы Морспасслужбы замеряют остаточную толщину обшивки корпуса.
"Минимальная толщина корпуса, которую мы определили, это 6 миллиметров. Это более-менее хороший металл. К нему можно будет применить какие-то нагрузки, и он выдержит", – отмечает главный водолазный специалист Морспаслужбы Денис Полянский.
В Краснодарском крае и Крыму специалисты и волонтеры мониторят акваторию, сотни километров побережья, десятки километров убирают. Сейчас это мелкие фракции мазута, с которыми можно справиться только вручную или просеиванием. От новых выбросов мазута побережье защищают сети.
"По всем территориям, пляжам, где есть угроза выброса нефтепродуктов, мы же там и контролируем каждый день, мы там же их и расстилаем", – говорит губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
К летнему сезону побережье планируют очистить от мазута и привести в нормативное состояние. Вместе с этим специалисты решают вопрос, как сделать пляжи лучше, чем они были раньше.
"Больше 280 гектаров – площади, с которыми мы будем работать, в том числе с установкой новых гидросооружений, волнорезов, которые помогут сохранить береговую линию", – рисует перспективу министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.
За 20 лет море отвоевало часть суши на центральном пляже Анапы – берег стал уже. Сюда планируют завезти больше 800 тысяч тонн песка с местных месторождений. Это в четыре раза больше, чем побережье лишилось в результате разлива мазута.