Знаменитая машина-солдат с Дороги жизни находится в музее в Липецке
Выстоять блокадному Ленинграду помогала Дорога Жизни. 30 километров пути по льду Ладожского озера были единственной связью со страной. Продукты доставляли на легендарных полуторках. На них же часто перевозили боеприпасы на фронт.
О грузовике-спасителе, который стал по-настоящему народной машиной, и людях, помогавших городу выжить, расскажет моя коллега Ирина Карасева. Первая «полуторка» сошла с конвейера 29 января 1932 года — серийная модель ГАЗ-АА. Образцом для нее стал американский грузовик «Форд» модели АА — отсюда и первое название машины. Грузоподъемность ее — всего полторы тонны. Так вошло в обиход второе, более популярное название этой машины. «Полуторка» стала самым массовым советским автомобилем времен Великой Отечественной. Особую роль он сыграл во время блокады Ленинграда.
Под обстрелами вражеской авиации, по льду Ладожского озера на «полуторках» доставляли продукты, эвакуировали людей. При этом, бывало, машины уходили под воду. Чтобы минимизировать потери, кузов загружали не полностью, и шоферы оставляли распахнутыми двери в кабине — так была возможность выбраться, если грузовик начнёт тонуть. А еще водителям было строжайше запрещено останавливаться, если соседняя машина ушла под воду — чтобы избежать повторения ситуации. Тем не менее больше тысячи грузовиков утонуло: их остовы до сих пор достают со дна озера. Увидеть знаменитую «полуторку» липчане сегодня могут в музее «Автолегенда». Заглянем туда.
Экскурсовод Илья Крылосов готов рассказать, почему настолько тяжелым был труд водителей этих машин.
Илья Крылосов, экскурсовод музея «Автолегенда»:
— Большая часть автомобилей, которые передвигались по «Дороге жизни,», были оснащены газогенераторным двигателем. То есть работали, по сути дела, на дровах. Управлять таким автомобилем достаточно тяжело. Аккумуляторы не выдерживали нагрузки зимней эксплуатации. Автомобили часто приходилось заводить с «кривого стартера» — двухметровая такая металлическая палка, с помощью которой можно было привести в движение двигатель. Сам автомобиль довольно сложный в эксплуатации, в первую очередь в рулежке. Мы, привыкшие к автомобилям с гидроусилителем руля по большей части, не можем представить, когда руль очень жесткий, тяжелый. И, ко всему прочему, нужно помнить, что огромное количество водителей за рулем на «Дороге Жизни» были женщины, это вдвойне трудно представить современному человеку. Каждый километр трассы мог оказаться последним, но тысячи водителей обеспечивали связь осажденного города с большой землей.
В общей сложности за время блокады по ледовой трассе было эвакуировано почти 740 тысяч человек, перевезено 570 тысяч тонн грузов. Для обороны города на Неве было переброшено в Ленинград 300 тысяч солдат. На десятом километре Дороги жизни сегодня стоит памятник «полуторке». На постаменте так и написано: «Памяти машины-солдата». Впрочем, легендарной ее сделали люди — наши предки, которые отстояли родную землю и завоевали для нас Великую Победу.
![](https://pics.vesti.ru/counter/video_counter.gif?mh_eyJpZCI6IjQzMzA0ODIiLCJ0eXBlIjoiYXJ0aWNsZSJ9)