28 января 2025, 08:45 28 января 2025, 09:45 28 января 2025, 10:45 28 января 2025, 11:45 28 января 2025, 12:45 28 января 2025, 13:45 28 января 2025, 14:45 28 января 2025, 15:45 28 января 2025, 16:45 28 января 2025, 17:45 28 января 2025, 18:45

В Третьяковской галерее представили экспозицию искусства позднего средневековья

  • Картинка
  • В Третьяковской галерее представили экспозицию искусства позднего средневековья
  • Картинка
    В Третьяковской галерее представили обновленную экспозицию искусства позднего средневековья
  • В Третьяковской галерее представили экспозицию искусства позднего средневековья
Выставка включает в себя отреставрированные произведения XVI – XVII веков.

В Третьяковской галерее прошла презентация обновленных залов с произведениями XVI – XVII веков. Иконопись этого времени – яркая страница в культуре позднего русского средневековья. Ксения Луженкова подробнее.

"Человеческая воля, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская готова на него" – евангельский сюжет "Моление о чаше" демонстрирует соединение двух начал в образе Иисуса. Три иконы XVII века объединяются в повествование о последних днях земной жизни Спасителя – Страстной неделе. Они отреставрированы при поддержке Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.

"Я думаю, мой друг Михаил Абрамов действительно был бы рад. Это уникальный человек, который вложил душу, сердце, и немалые средства, чтобы пропавшие, казалось бы, навеки русские иконы вернулись в свой родной дом", – говорит председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин. Иконы из церкви святителя Григория Неокесарийского выставлены в зале Врубеля, публика видит их впервые. "Чаще интересуются современным искусством, передвижниками, но вот в древнерусский отдел редко кто заходит. Наше сердечко екнуло, и, желая продолжать дела Михаила Юрьевича, мы, потихонечку делаем то, что можем", – рассказывает основатель Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. М. Абрамова Светлана Абрамова.

Еще три иконы страстного чина после реставрации пополнили залы галереи. Исследователи утверждают, что в орнаментах, деталях и позах героев прослеживается влияние западно-европейской гравюры. В центре композиции "Христос перед Пилатом" – вопрошающий жест. Драматургия выражена на уровне пластики: Пилат стремится понять природу Христа, постичь, в чем его вина. "Действительно, какие-то есть истинные шедевры. Эти иконы были совершенно потемневшие, и было очень сложно разобрать детали этой живописи", – отмечает директор Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. М. Абрамова Наталья Горькова. У истоков русской иконописной традиции XVII века стоял Симон Ушаков. В эпоху после смуты он опирался на эталоны древности. Экспозиция выстроена так, чтобы зритель мог проследить творческий путь иконописца. Богоматерь Владимирская 1652 года написана аскетично, в умеренных тонах. Богоматерь Киккская 1668 – воплощение особой техники мастера.

"Он несколько изменил традиционные иконописные приемы, использовав значительное количество лака между слоями живописи. И, например, рассматривая образ Богородицы Киккской, вы не найдете границы кисти, мазков, поскольку есть ощущение плавной эмалевообразной живописи", – утверждает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Елена Саенкова. Мастера приходили в Москву и из других городов. В именах пришлых зашифрован топоним. Например, икона "Иоанн предтеча в пустыне" была создана в кругу Симеона Спиридонова Холмогорца. Пустыня – это религиозная метафора, обозначающая пространство, пустое от человеческого греха. В обновленных залах русская иконопись представлена во всем многообразии техник и художественных приемов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация