Фестиваль "Биомеханика" презентовал сочинения для двух роялей и ударных
Мультимедийный фестиваль современной музыки "Биомеханика" открылся концертом "Цифровая симметрия". В программе – сочинения для двух роялей и двух групп ударных инструментов. О взаимодействии всех видов технологического искусства расскажет Дженнет Арльт.
"Внимание! На концерте возможны резкие звуки и вспышки света" — это предупреждение указано в афише. Для событий фестиваля "Биомеханика" важное замечание, не каждый зритель готов к тому, как может звучать и, что немаловажно, выглядеть современная электроакустическая и мультимедийная музыка. Вся суть фестиваля в его названии. "Это взаимодействие всех видов технологического искусства сегодня, основанных, конечно, на электроакустической музыке, на электроакустической композиции. Это работа с жестом, работа перформеров, работа со светом, театральные перформансы и так далее", – говорит основатель и художественный руководитель фестиваля Николай Попов. Все сочинения этого концерта написаны для двух роялей, ударных и электроники. В пьесе Бригитты Мунтендорф два пианиста, нажимая на клавиши, активируют контактные микрофоны, закрепленные на струнах и на теле, или дергают струны внутри инструмента.
Немецкий композитор Мальте Гизен в своей пьесе использует стоковый аудиоматериал — это музыкальные шаблоны, основанные на гармонии успешных хитов. Автор вырывает их из контекста и, видоизменяя разными средствами, создает свою композицию. "Это большая шутка композитора по поводу того, как должно выглядеть произведение современного композитора среди академической аудитории и в таком пространстве", – утверждает звукоинженер Центра электроакустической музыки Илья Ковальский. Нидерландский композитор Яннис Кириакидес создает произведения, объединяющие музыку, изображение и текст. Его опус "Еlsewhere" основан на письмах, которые французский поэт Артюр Рембо писал друзьям, когда жил на Кипре. Текст на экране запараллелен с музыкой. Электроакустическая современная музыка давно вышла за академические рамки, но в отличие от театрального перформанса здесь музыканты не импровизируют на тему, а строго следуют партитуре. В которой, кроме нот, указаны и удары рукой, и взаимодействие с предметами.
"У меня есть обозначение, что в такой длительности нужно ударить по столу, здесь нужно двумя пальцами ударить, здесь – стол наклонить, это все очень четко ритмически обозначено. Кроме того, что мы бьем ногой, стучим по себе, мы еще должны взять теннисный шарик и по струнам его запустить, чтобы он на определенную ноту попал", – объясняет пианистка, перформер Феодосия Миронова. Мультимедийный фестиваль "Биомеханика" продлится до конца февраля, в его афише – более 10 концертов.