Советские витражи и мозаики сохраняют при ремонтах зданий в Липецкой области
Фрески, мозаики, витражи советского периода. Много таких произведений монументального искусства кануло в Лету в постсоветские годы. Но сегодня в регионе всё больше примеров, когда при ремонтах зданий отдельное внимание уделяют сохранению в них мозаик и росписи.
Привносили цвет, образ и идею в интерьеры зданий и на их фасады. Витражи, мозаики, фрески — целый художественный пласт советского периода. Монументальное искусство, которое говорило о времени. Говорило с каждым.
Денис Губарев, художник-монументалист, преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова:
— Оно в общем-то, как говорилось, принадлежит народу. И это совершенно правильно, потому что оно делалось для всех. Это не какая-то закрытая вечеринка, это не для вип-персон. Тогда, именно в советские времена, оно было обращено к каждому человеку и говорилось о нем и восхваляло его.
Мозаика в детской поликлинике больницы Липецк-Мед знакома нескольким поколениям жителей района. Здание капитально ремонтируют. Мозаику сохранят. С ней будет работать художник-реставратор. И тут стремятся, чтобы она не просто осталась, а осталась в исходном размере.
Валерий Лихачев, главный врач больницы Липецк-Мед:
— Стяжку мы заливали в этом месте менее влажным, скажем так, способом. И потолок здесь, в этом месте, если вы обратите внимание — здесь сломана ровная линия потолка для того, чтобы полностью картину видно, чтобы она не резалась в верхней части на 20 сантиметров.
В самом начале реконструкции кинотеатра «Октябрь» в областном центре решили — витражное оформление продолжит жить уже в новом интерьере.
Советскими витражами гордятся и в Усманском многопрофильном колледже. Его история начинается в 1912-ом, первоначально тут было реальное училище. Витражи — гораздо моложе, они из 80-х, но очень значимы для истории здания.
Олег Смольянинов, директор Усманского многопрофильного колледжа:
— При каком-то ремонте их можно было снести, поставить пластиковые окна, очень удобно, наверное. Но это ни одним руководителем колледжа не было сделано. Ничто так не воспитывает, как окружение, как та среда, в которой мы находимся.
Эта фреска 68-го года в технике сграффито много лет скрывалась за гипсокартоном в театре Толстого. Автор ее эскиза — Константин Эйдельштейн. Панно нашли во время ремонта. Специалисты отводят фреске место настоящего шедевра. Говоря об этой росписи — и в целом о советском монументальном искусстве — эксперты отмечают, что планка была очень высока.
Денис Губарев, художник-монументалист, преподаватель
— Был Союз художников, был художественный фонд, который распределял заказы и их получали только профессиональные художники. И соответственно мы получали и результат. Конечно, я еще раз повторяю, иногда были и халтуры, и что-то. Но основная масса работ — это действительно произведения искусства. И это нам досталось в наследство. И это наследство мы не должны разбазарить.
Специалисты отмечают, что важно не только осознавать ценность этого наследия. Но и следующий шаг — максимально полно представлять, чем вообще располагаем. Это вопрос создания реестров таких произведений. И такие формируются по стране.
