Театр на Таганке готовится к премьере мюзикла Андрея Гончарова
Театр на Таганке выпускает премьеру. Режиссер Андрей Гончаров не просто взялся за повесть Кафки "Превращение". Он сделал из нее "камерный мюзикл". Как в таком жанре удалось выразить "кафкианский" абсурд и ужас – узнала Яна Музыка.
Мюзикл по Кафке – сама эта идея звучит парадоксально. Режиссер Андрей Гончаров объясняет, в истории про взаимоотношения в семье есть то, что трудно передать словами. Выразить сложно, формулируемому помогает пространство звука. По мотивам произведения Кафки создатели спектакля написали оригинальную инсценировку. В этой авторской версии они рассказывают предысторию главного героя. И даже предлагают свой взгляд на то, что стало причиной превращения Грегора в насекомое. В музыкальной ткани спектакля несколько слоев. Живая музыка в исполнении камерного оркестра, вокальные партии и саунд-дизайн. Формула этой постановки нетривиальная. Экзистенциальное содержание, цитирование классических композиторов и песни в эстрадной манере, соединяясь, рождают ироническую интонацию.
"Вопрос в материале, которым наполняется музыкальная форма. Она наполняется Кафкой. А это не про розовые радуги или что-то другое. Это жутковатые, подчас страшные вещи, которые оказываются в рамках доступного понятного музыкального яркого материала", – говорит актер Максим Трофимчук. В этой версии "Превращения" причиной метаморфозы является отец. Семейный диктатор, который превратил семейный совет в семейный суд. "Ключевым является момент, когда старшее поколение не позволяет растущему поколению, детям, в полной мере быть теми, кем они хотят быть", – рассказывает режиссер Андрей Гончаров. Анна, Герман – так в духе постмодернистского пересмешничества названы родители главного героя. В терминах современной психологи Грегор типичный "хороший мальчик", во всем старается угодить семье. Сын перерос отца во всех смыслах. Родитель испытает к своему чаду бессознательную ненависть. И проклинает.
Актер Анатолий Григорьев уточняет. Отец не только превращает сына в жука. Он превращает всех своих близких в удобных, покорных, понятных ему людей. "И он по другому не может поступить, к сожалению, с семьей. Из-за своей слабости, из-за своей трусости. И он всех пытается превратить. Наплодить таких же насекомых – униженных, больных людей", – отмечает актер Анатолий Григорьев. В сцене под названием "Палец отца" зрители увидели отсылки к фреске Микельандждело, мифу о Хроносе, концепции Фрейдизма. Спектакль полон аллюзий. В финале возникает образ знаменитой картины Брейгеля старшего "Пчеловоды" – и бесконечное поле для интерпретаций.