"Искусство в масштабе" – совместный проект Музея Москвы и центра РОСИЗО
"Искусство в масштабе". Совместный проект Музея Москвы и центра РОСИЗО рассказывает о монументальной живописи, украшающей столицу. Как на протяжении XX века менялся облик городского пространства – увидела Алия Шарифуллина.
Она встречает нас в метро, мы сталкиваемся с ней на улицах, буквально на каждом шагу. Она настолько слилась с пейзажем, что даже не заметна. Монументальная живопись – важнейшее слагаемое советского искусства. Искусства – в масштабе. И речь здесь не только про размер. Монументальные идеи, монументальные задачи для монументального государства. В 1918 году Ленин выдвинул план мобилизации этого искусства в качестве важнейшего агитационного средства. "У Ленина, если все это проанализировать, речь идет не про пропаганду, а про просвещение. Первые работы, которые делают художники, связаны с музеем Охраны материнства и младенчества, чтобы рассказать как нужно заботиться о ребенке. Эти росписи ближе к человеку, потом это меняется", – пояснила куратор выставки Алина Корень.
Говоря о развитии монументальной живописи в масштабах государства, нужно вспомнить московское метро, которое строили по формуле: "американская деловитость плюс русский размах". Консультант Метростроя, западный инженер Питер Вайнер, высказывал опасения о "ненужных украшениях" – ведь человек будет проводить на станции времени меньше, чем успеет рассмотреть искусство. Но государственный подход был иной: "Социалистический идеал – это когда миллионы трудящихся везде и всюду – в доме, театре, метрополитене – чувствуют себя равноправными". Фактически концепция метро формулировалась как "дворец для народа", что определило подход к его художественному образу. "Сюжетами этого искусства были подвиги советского народа в годы ВОВ, драматические события в годы революции, пропаганда труда, подвигов людей", – рассказал и.о. генерального директора РОСИЗО Георгий Москвичев.
В 50-е годы случился новый поворот. Хрущев подписал постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Меняется архитектура и монументальная живопись. Очень показателен в этом отношении отказ от второй попытки строительства Дворца Советов на Воробьевых горах, которая была предпринята в середине 50-х. Манифестом нового времени и нового подхода к искусству стал Дворец пионеров. В борьбе идей "в масштабе государства" и "в масштабе человека" выиграл человек. "Наша задача показать, что музей находится вокруг – в наших городах. И мы можем смотреть на городскую среду, на архитектуру и в особенности на монументальное искусство, как на музейные экспонаты", – поделилась генеральный директор музейного объединения "Музей Москвы" Анна Трапкова.
Выставка не только ведет умозрительный разговор, но и обращается к реальному опыту восприятия: предлагает каждому поднять голову и посмотреть в прямом и переносном смысле туда, где располагается монументальная живопись, то есть выше горизонта.
