31 января 2025, 15:28 31 января 2025, 16:28 31 января 2025, 17:28 31 января 2025, 18:28 31 января 2025, 19:28 31 января 2025, 20:28 31 января 2025, 21:28 31 января 2025, 22:28 31 января 2025, 23:28 1 февраля 2025, 00:28 1 февраля 2025, 01:28

Сценограф Ирина Бируля представила в Петербурге свои живописные работы

  • Картинка
  • Сценограф Ирина Бируля представила в Петербурге свои живописные работы
  • Картинка
    Сценограф Ирина Бируля представила в Петербурге выставку живописных работ
  • Сценограф Ирина Бируля представила в Петербурге свои живописные работы
Центральная тема выставки – окна.

"В каждой моей работе живет театр" – говорит Ирина Бируля. Юбилейная выставка сценографа, которая оформила сотни спектаклей, проходит в Петербурге. Сейчас художница создает живописные работы, центральная тема которых – окна. Репортаж Дмитрия Ясковского.

Ирина Михайловна Бируля хотела бы превратить в театр весь мир, но пока ограничилась своей квартирой. Это и сценические подмостки и реквизиторский цех, и мастерская художника. Ее картины необычны хотя бы своей фактурой. Грунтуя полотно, Ирина смешивает землю, опилки и клей – так рождается техника, которая стала частью неповторимого авторского стиля. "Ужасно приятное ощущение, когда краска не течет по гладкому холсту и ее не надо собирать лихорадочно, а она впитывается и ложится прекрасно на грунт", – говорит театральный художник Ирина Бируля.

В выставочном зале Союза театральных деятелей и картины, и декорации, созданные рукой мастера. За свою жизнь Ирина Михайловна создала около 100 спектаклей. Говорит, самое сложное не придумать интерьеры, а заставить режиссера относиться к профессии оформителя серьезно. "Когда человек абсолютно искренне тебе говорит – я не знаю, какая нужна декорация, давай думать вместе. Слышать это для художника – счастье, потому что он становится сорежиссером", – продолжает театральный художник Ирина Бируля.

Театр ворвался в жизнь трехлетней ленинградской девочки в первые послевоенные годы. Он появился из солдатского вещевого мешка – отец пришел с фронта с победой и этим скромным военным трофеем. Многим предметам на картинах мастера трудно удержаться в границах полотна. Они вырываются наружу, превращаясь в инсталляции. Так разрушается преграда между условностью искусства и конкретностью жизни. Особенный петербургский стиль оценили зрители сорока персональных выставок – от Японии и Индонезии до Швейцарии и США. "В ее живописи есть одновременно предметность, как говорят искусствоведы, вещность, когда мы видим реальный конкретный предмет, почти портрет этого предмета. А с другой стороны, образ эпохи, тонкий символизм, который делает ее продолжателем петербургской школы, в частности творчества мирискусников", – отмечает искусствовед, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Мария Фомина. Центральная тема ее работ – окна, иногда раскрытые миру, а иногда разбитые – то ли житейскими бурями, то ли ветром истории. Когда-то портрет своей семьи Ирина вставила в обычную оконную раму. Окна ее картин выражают желание распахнуть себя миру, а разбитые стекла олицетворяют хрупкость барьера между безграничной вселенной и личным духовным пространством человека.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация