"Коммерсант": телефонных мошенников будут отслеживать по данным биометрии
Для борьбы с мошенниками предполагается хранить и сравнивать векторы – уникальное числовое представление каких-либо данных, включая текст, изображение или звук, полученное благодаря математическому преобразованию. Анализ векторов позволит говорить о сходстве и различии изначальных данных. Считается, что вектор голоса нельзя соотнести с конкретным человеком, однако эксперты по кибербезопасности думают иначе.
Предполагается, что системы искусственного интеллекта мобильных операторов смогут анализировать содержание звонков по используемым мошенниками ключевым словам, а также соотносить голос предполагаемого злоумышленниками с хранящимся в базе вектором.
Согласие на обработку данных личностей, совершивших аферу при помощи средств связи, не требуется, уточняется в документе. В саму базу будут заноситься голоса людей, ранее попадавших в поле зрения органов.
Информацию о правонарушителях в базу данных смогут передавать Центробанк, операторы связи, провайдеры, соцсети, маркетплейсы, а также сами граждане. Сведениями из базы смогут воспользоваться Банк России, правоохранители, федеральные органы власти и ряд других организаций, следует из публикации.
В случае, если для сбора данных потребуется анализ всех телефонных разговоров, операторы связи могут столкнуться с необходимостью крупных вложений в вычислительную инфраструктуру.
Безопасность и законность инициативы вызывают сомнения у экспертов. В случае утечки данных преступники смогут воспользоваться похищенными сведениями для создания многочисленных дипфейков или восстановления принадлежности биометрических данных, отметили собеседники издания.
Об обсуждении мер по созданию антифрод-системы на основе биометрических образцов и искусственного интеллекта глава Минцифры Максут Шадаев заявлял в ноябре 2024 года.
Ранее стало известно, что Минцифры совместно с Роскомнадзором изучают возможность введения ограничений на звонки при помощи мессенджеров вследствие частых случаев мошенничества. В России намерены создать автоматический определитель входящих звонков для появления маркировок от банков и других организаций, что поможет определить, является ли звонок мошенническим.