Италийскую фреску IV века до н.э. экспонируют в Пушкинском музее
В Пушкинском музее – выставка одного экспоната. "Возвращение воина" – уникальная италийская фреска IV века до нашей эры из собрания Воронежского художественного музея, – долгое время была известна лишь специалистам, но реставраторы Центра Грабаря заново открыли ее миру. Подробности – у Ксении Луженковой.
Всадник на плите вулканического туфа – все, что уцелело от древней гробницы-цисты – углубленного в землю каменного ящика, расписанного по периметру. Короткий панцирь и бронзовый пояс – атрибуты воина. "С копья свешивается окровавленная туника и такой же бронзовый пояс. Дело в том, что воин возвращается из битвы. Он победитель, и, собственно говоря, это триумф воина-победителя, который с трофеями возвращается в родной город", – говорит куратор выставки Ольга Тугушева. Акт обнажения врага – это не только физическая, но и моральная победа над ним. Герой становится эталонным воином. В погребальных росписях этот сюжет дополнял силуэт женщины, которая ждет победителя с подношением. Сама фигура всадника в композиции имела ритуальный смысл. Предполагалось, что плита находилась у изголовья усопшего. Образ коня трактуют как психопомп. В переводе с древнегреческого – проводник душ – существо, которое перевозит умершего в загробный мир.
Захоронение обнаружили в конце XIX столетия на юге современной Италии, в Кампании. Оно датируется IV веком до нашей эры. В подобные гробницы обычно помещали керамические сосуды, блюда и ойнохойи. Кампанская школа угадывается в форме амфоры, две симметрично расположенные ручки заменены одной наверху. Обряд подношения дублируется в сюжетах на керамике из коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. "Это очень важная научная история, очень важная история для музея Пушкина . Именно такая презентация, такая премьера фрески воина", – объясняет директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Галактионова. Побывав в частных коллекциях, архиве Дерптского университета, античная фреска попала в Воронеж, где больше века провела в запасниках. "Аналогов ей в России нет. В мире всего три-четыре экспоната можно найти, которые выставляются в музеях", – поясняет директор Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского Юлия Зайченко.
На реставрацию ушло больше года. Фреска раскололась на две части. Хрупкая и пористая порода покрылась слоем солей. Чтобы очистить фреску, советовались с итальянскими коллегами, обращались к опыту археологических экспедиций в Египет и Грецию. "Нам удалось найти с помощью технологов специальный метод расчистки при помощи гелей, которые превращали сложные солевые отложения на поверхности в растворимые. Дальше удаление происходило буквально кистью под микроскопом самым деликатнейшим образом", – комментирует художник-реставратор Всероссийского научно-реставрационного центра им. Александр Горматюк. После столичной премьеры фреска вернется в Воронеж, где станет частью постоянной экспозиции античного зала и предметом обсуждения на научных конференциях.
