ЦБ: в 2024 году россияне почти в 2 раза больше жаловались на кибермошенников
В частности, наблюдается рост обращений к кредитным организациям, в то время как количество жалоб на страховые компании и микрофинансовые организации уменьшилось.
"За 2024 год в Банк России на рассмотрение поступило 338 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 3,9% больше, чем за 2023 год", – следует из сообщения ЦБ России.
В то же время отмечается снижение жалоб на мисселинг (недобросовестная практика, когда потребителя вводят в заблуждение, продавая ему не тот товар или услугу, которая была ему нужна – Прим. ред.). Однако количество обращений по поводу кибермошенничества возросло в 1,8 раза.
"Выросло число жалоб на кредитные организации при снижении поступления жалоб в отношении субъектов страхового дела (ССД) и микрофинансовых организаций (МФО)", – отметили в Банке России.
Для борьбы с мошенничеством регулятор принял меры по блокировке банковских карт и доступов к онлайн-банкингу для граждан, участвующих в выводе похищенных средств. Эти действия привели к увеличению жалоб на блокировку переводов и счетов в 2,2 раза.
"Но такая мера негативно сказалась на динамике жалоб", – пояснили в ЦБ.
Количество жалоб на кредитные организации достигло 205 тысяч, что на 25,3% больше, чем в 2023 году. В то же время наблюдается снижение числа жалоб на потребительское кредитование на 8,9%. Доля кредитных организаций составила 60,7% от общего числа обращений.
Среди некредитных финансовых организаций также зафиксировано сокращение количества жалоб на 22,9%, что связано с уменьшением обращений по поводу мошенничества и недостоверной информации в кредитной истории. В целом по итогам поведенческого надзора Банк России вернул клиентам более 4,8 миллиарда рублей.
Ранее в РФ заработал чат-бот на основе искусственного интеллекта под названием "Стопфейк". Сервис позволяет распознать признаки кибермошенничества в текстах и аудиосообщениях.