В РОСИЗО начинает работу экспозиция "Формы и образы. Лаки"
В РОСИЗО начинает работу экспозиция "Формы и образы. Лаки". Новая выставка продолжает проект, посвященный различным видам художественных промыслов. Как менялось искусство художников-миниатюристов – изучила Алия Шарифуллина.
Лаковая шкатулка входит в перечень самых известных сувениров России. В ее глянцевом брюшке хранят драгоценности, сладости, табак или даже любовную переписку. Искусство лаковой живописи пришло в Россию в XVII веке, благодаря торговле с восточными странами. Но вскоре в лаковых озерцах стали отражаться не китайские сады, а русские города, гулянья и сказки. Началось все в подмосковном селе Федоскино, где предприимчивый купец Петр Коробов начал выпускать лакированные козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент расширился и лаковой миниатюрой стали украшать солонки, чайницы, табакерки, ручки зонтов. "Федоскинцы всегда писали маслом и писали в реалистической манере, более того, они любили делать копии с известных картин своего времени, например, передвижников", – рассказала куратор выставки Виктория Зубравская.
Со временем федоскинцам пришлось подвинуться – на их рынок вышли иконописцы. XX век оставил мастеров духовной живописи без работы, они стали искать себе новое применение. Один из них Иван Голиков из Палеха, который в Кустарном музее увидел шкатулки из Федоскино, а вернувшись домой, объединился в артель с другими иконописцами и принялся расписывать ларцы, табакерки, изящные брошки. Сюжеты брали из народных сказок и былин, для всесоюзных выставок делали конъюнктурные вещи. Однако по стилю палехская декоративная живопись оставалась прямой наследницей русской иконы. "Можно заменить много деталей, которые перешли из иконы на лаковую шкатулку – пейзаж довольно часто похож на иконописный пейзаж, архитектура, фигуры людей", – пояснила куратор выставки Любовь Подлеснова.
Чуть позже освоили лаковое мастерство и в других иконописных центрах – в Мстёре и в Холуе. Черную поверхность папье-маше обрабатывали порошком из пемзы, потом иголкой процарапывали рисунок, клали белила, чтобы краски смотрелись ярче. Затем выполняли роспись яичной темперой, разведенной уксусом или квасом, и покрывали изделие лаком. "Художники из Палеха пользуются черным фоном для своей живописи, а художники Мстеры для фона выбирают голубой цвет, что позволяет добиться большей глубины изображения. Отличительная особенность миниатюры Холуя является многофигурная композиция, где нет свободного места и все пространство занимает какое-то действие", – добавила Любовь Подлеснова.
На выставке к лаковым миниатюрам добавили довольно внушительные жестяные подносы из Жостово. В 20-е годы XIX века возникла мода на чай, пить его было принято со сладостями, для красивой подачи которых требовался поднос. Секрет успеха именно жостовских изделий – это не только богатство узора, но и особая технология изготовления лаков, которую позаимствовали из соседнего села Федоскино.
