"Реквием" Дворжака исполнили РНО и Капелла имени Юрлова
"Реквием" Дворжака исполнили Российский национальный оркестр и Капелла имени Юрлова. Наиболее значительное духовное сочинение чешского классика редко звучит на российской сцене. Чем оно отличается от других опусов этого жанра – узнала Лидия Алёшина.
Закладки, пометки красными чернилами, стрелки. Дирижёр Алексей Рубин впервые работает с одной из самых больших в мире партитур в жанре реквиема -, сочинением Дворжака. Если сравнивать с заупокойными мессами других авторов, Реквием, созданный чешским композитором, не типичен для этого жанра. "Знайте, как он начинает Лакримозу? С определенного аккорда. Струнные играют триоли, вступает бас и поёт. Это очень необычно, что Лакримоза, слёзный день начинает бас и такие мощные аккорды", – говорит дирижёр Алексей Рубин.
Смерть и вечный покой. Размышление о смысле человеческой жизни. Лирический характер, проникновенный исповедальный тон, несущий утешение.
Николай Диденко, оперный певец: "Это романтическая музыка, там очень много чувственности. И это очень важно, что каждая фраза, каждая молитва исполнена не для того, чтобы весь храм молился, церковь молилась, а для того, чтобы передать свою личную молитву".
Полина Шароварова, солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: "Очень близкая нашему уху музыка. Потому что Дворжак как славянский композитор перекликается с музыкой русских композиторов".
Перед тем как приступить к репетициям этого Реквиема, музыканты изучили записи. Алексей Рубин прослушал сочинение в трактовке чешских исполнителей. "Текст произносят на славянский манер, не на итальянский", – поясняет Алексей Рубин.
Заупокойную мессу для солистов, хора и оркестра Дворжак написал в 1890-м. В том же году по предложению Чайковского он приезжал на гастроли в Россию. Двух именитых композиторов связывали годы дружбы. Они слушали произведения друг друга, вели переписку. Дворжак на чешском языке. Чайковский искал переводчиков, чтобы прочесть эти письма. "Дворжак – славянский композитор, которого очень любил Пётр Ильич Чайковский, с которым он дружил. Для меня этот концерт имеет больше значение историческое, потому что связи культурные между народами никогда не прекращаются", – отмечает худрук и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова Геннадий Дмитряк.
Задача этого концерта в "Зарядье", говорят музыканты, – дать импульс для исторического реванша, перезагрузки сценической судьбы этого сочинения на российской академической сцене.
