9 февраля 2025, 18:52 9 февраля 2025, 19:52 9 февраля 2025, 20:52 9 февраля 2025, 21:52 9 февраля 2025, 22:52 9 февраля 2025, 23:52 10 февраля 2025, 00:52 10 февраля 2025, 01:52 10 февраля 2025, 02:52 10 февраля 2025, 03:52 10 февраля 2025, 04:52

Вопросы журналистской этики и морали – в фильме Тима Фельбаума "5 сентября"

  • Картинка
  • Вопросы журналистской этики и морали – в фильме Тима Фельбаума "5 сентября"
  • Картинка
    Вопросы журналистской этики и морали – в фильме Тима Фельбаума "5 сентября"
  • Вопросы журналистской этики и морали – в фильме Тима Фельбаума "5 сентября"
В центре сюжета – прямая трансляция в эфире Эй-би-си захвата заложников на мюнхенской Олимпиаде.

Двадцать лет назад в мировой прокат вышел триллер Стивена Спилберга "Мюнхен". Фильм, я напомню, о теракте на Олимпийских играх 72-го года, тогда палестинские боевики из организации "Черный сентябрь" захватили и убили 11 членов израильской сборной. На фильм тогда накинулись обе стороны. Бывший руководитель Моссада Шабтай Шавит заявил, что картина не имеет никакой связи с реальностью. Одним из доводов защиты был такой: "Нельзя судить драму по тем стандартам, по каким оценивают документальное кино или журналистскую работу.

Так вот новый художественный фильм, касающийся тех событий, именно о журналистах, не о террористах и жертвах террора. Фильм Тима Фельбаума "5 сентября" о профессиональной этике и общечеловеческой морали. Прямой повод для разговора об этом фильме дает выдвижение его на "Оскара" в номинации "Лучший оригинальный сценарий". Победу в этой номинации критики прочат именно ему.

Это был поворотный момент в истории телевизионных новостей. Прямая трансляция командой журналистов Эй-би-си захвата заложников на мюнхенской Олимпиаде стала первым случаем, когда террористическая атака транслировалась в реальном времени на телеэкранах по всему миру. 22-часовой эфир смотрели 900 миллионов зрителей, аудитория больше, чем та, что наблюдала за высадкой человека на Луну. С какими же вопросами и дилеммами пришлось столкнуться тем, кто стоял за этой трансляцией? "Мой фильм говорит прежде всего об ответственности и последствиях освещения кризисных ситуаций и нашего потребления этой информации", – рассказал режиссер Тим Фельбаум.

Действие ленты разворачивается в телестудии и прилегающих помещениях, то есть фильм получился очень камерным. Крупные планы, резкие реплики – вся суть в скорости реакции и эмоциях. Один из самых главных вопросов, который стоит перед журналистами: не помогает ли информация, передаваемая в прямом эфире, террористам, которые точно так же смотрят телевизор? "Зрители должны прочувствовать интенсивность прямой трансляции и быть там, в этой аппаратной, вместе с актерами. В тот момент, когда все решения должны быть приняты, а время неумолимо движет историю к развязке", – считает Тим Фельбаум.

События развиваются стремительно, и как тут воздержаться от неконтролируемых эмоций? Как не позволить им прорваться на телеэкран? Ведь даже вскользь, случайно брошенное оценочное суждение выдает позицию журналиста. Решать этот вопрос лучше до эфира, но что делать, если такой возможности нет? "Я использовал документальную кинохронику в своем фильме для того, чтобы усилить эффект присутствия и добавить достоверности происходящему на экране", – пояснил Тим Фельбаум.

Ну и, пожалуй, главный вопрос этого фильма: можно ли делать столь драматические события развлечением? Звучит он, конечно, грубо, и ответ кажется однозначным с точки зрения морали и этики. Но вот с точки зрения рейтинга... Не зная того, журналисты Эй-би-си положили начало эпохе драмы в прямом эфире. Война не начнется, пока не приедет камера Си-эн-эн, скажут гораздо позднее. И даже во времена, когда интернет обогнал телевидение в оперативности подачи информации, обратить внимание на этот фильм всё же стоит. Технологии изменились, а вот вопросы остались всё те же.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация