Запуск Тихоокеанской железной дороги обещает большие экономические перспективы
Последние метры Тихоокеанской железной дороги. 529 километров от Эльгинского месторождения до Охотского моря. Построили за рекордные два года. Такой масштабной стройки в стране не было со времен БАМа.
Фактически, Тихоокеанская железная дорога – это северное продолжение БАМа от станции Ургал.
"Мы с гордостью эту работу выполнили. И сейчас последние счастливые моменты, сейчас последний болт закручен красивый, и все, можно сказать, золотой костыль потом вобьем и будет все отлично у нас", – доволен Георгий Манзаров, монтажник.
Дорогу строили в самый разгар СВО и небывалых антироссийских санкций. Монтажник Георгий Манзаров – бывший участник спецоперации в Сирии: брал Пальмиру и Алеппо. Говорит, что своей работой в тылу помогает фронту и своим братьям из Бурятии. Они штурмовали Угледар.
"Мы, буряты, не тормозим никогда. Что с Угледаром, что на Дальнем Востоке, только "урагша", значит "вперед". И мы работаем, братья", – заверяет Георгий Манзаров, монтажник.
Через непроходимые болота и вечную мерзлоту одни бригады шли из Якутии, другие – из Хабаровского края через горные хребты и ущелья. При температурах в минус 60 градусов.
"Не выдерживает техника, не выдерживают машины и механизмы, не выдерживают инструменты. А вот наши люди выдерживают при данных температурах", – рассказывает Юрий Корнилов, директор проекта ТЖД.
Сама сбойка прошла скромно и незаметно. Последний, золотой костыль забили без фанфар духового оркестра и заложенной еще на БАМе традицией, отмечать завершение работ коктейлем "Северное сияние". Это когда в строительной каске смешивают шампанское с водкой и пьют по очереди до дна.
"Нет, мы не будем. У нас здесь сухой закон, мы поэтому очень быстро реализовали проект по строительству Тихоокеанской железной дороги", – отметила Инна Лосюк, управляющий директор угледобывающей компании.
И вот первые составы с грузами отправляются по Тихоокеанской железной дороге на побережье Охотского моря, на мыс Манорский.
Раньше была такая хорошая традиция, когда строители сдавали мост, они первым делом становились под него, чтобы доказать, что этот мост очень надежный.
"В принципе, мы уже стоим под мостом, ждем прохода первого поезда. Таких мостов у нас от станции Эльга до Охотского моря шесть штук. Каждый надежный, за каждый ручаются", – заверил Евгений Келиджиев, начальник железнодорожного цеха.
Мост выдержит. Поезд едет нормально. Выдержат и другие мосты и вся ТЖД в целом, уверен Евгений Келиджиев.
На мысе Манорский, куда пришла железная дорога, почти построен новый порт. Он станет одним из крупнейших по грузообороту на всем российском побережье Тихого океана.
Самым большим останется только порт Восточный в Находке. Сейчас в новом порту один из четырех причалов уже принимает суда.
"Заходили в период прилива. И потом во время отлива, когда вода уходила, судно садилось на дно, откидывались передние аппарели, техника сходила и так далее. Так работали год, пока не отсыпали первый причал, к которому смогли подходить уже корабли, разгружаться", – вспоминает Игорь Усольцев, генеральный директор строительной компании.
Пятнистые тюлени ларги до сих пор с удивлением наблюдают, как идет дополнительное углубление фарватера.
В только что разбитом палаточном городке было неписаное правило – ходить только вдвоем и с оружием.
"Для медведя, конечно, люди — это тоже новшество было. Медведь — это любопытное животное. Поэтому он заходил прямо чуть ли не до столовой, прямо в городок", – вспоминает Юрий Гвоздиков, исполнительный директор порта.
Как-то строителям удалось заснять на телефон даже амурского тигра. Он, очевидно, преследовал оленей и пересек за ними Становой хребет.
За время строительства Тихоокеанской железной дороги дикие звери из тайги стали почти ручными, а лисы и вовсе не боятся человека, подходят к нему и берут хлеб прямо из рук.
Мы летим над самыми безлюдными территориями Якутии и Хабаровского края. На сотни километров тут не то что населенных пунктов, человека не встретишь. Но теперь Тихоокеанская железная дорога позволит освоить эти бескрайние территории.
Здесь огромные запасы полезных ископаемых, крупнейшие месторождения угля. Его теперь намного проще добывать и вывозить. Ведь и БАМ, и Транссиб в последние годы были просто перегружены. Поезда часами стояли на разъездах.
"Те мощности БАМа, которые есть сейчас, они не позволяют вывезти тот объем, который запланирован. Поэтому собственниками компании было принято решение о строительстве Тихоокеанской железной дороги частной, с частными инвестициями", – поясняет Юрий Корнилов, директор проекта ТЖД.
Вдоль Тихоокеанской железной дороги уже запланировано строительство обогатительных и металлургических комбинатов. Это большой скачок в развитии и Дальнего Востока, и всей страны.
"Огромный масштабный проект, который прирастает уже сейчас большими вахтовыми поселениями, которые в перспективе превратятся в населенные пункты, как это было вдоль БАМа в 70-е годы прошлого столетия. Безусловно, это увеличит и наши провозные способности", – полагает Дмитрий Демешин, губернатор Хабаровского края.
"Якутия с самого начала поддерживала этот проект, мы тот регион, который предоставил именно по строящейся железной дороге налоговые льготы, именно для того, чтобы компания, которая несет сегодня колоссальные издержки, а я еще раз напомню, что этот проект построен без единой копейки вложений со стороны государства, вот хотя бы за счет определенных таких льгот могла быстрее построить эту дорогу", – отметил Айсен Николаев, Глава Республики Саха.
Только на строительстве Тихоокеанской железной дороги трудилось четыре с половиной тысячи человек, которые приехали со всей страны.
"Немножко грустно от того, что все это заканчивается. А так я очень рад, что принял участие в таком грандиозном проекте. Было положено слишком много сил для строительства Тихоокеанской железной дороги", – признается Александр Бодров, инженер-строитель.
Инженер-дорожник Александр Бодров приехал на стройку вместе с женой Аленой из Казани. За мечтами, за туманами и за запахом тайги. Так и прожили два года в одном вагончике.
"Это грандиозный проект мне кажется. Давно таких не было", – уверена Алёна Данилова, инженер.
"Но, по большей части, наверное, мы все войдем в историю, что-то после себя оставим, мы ведь для этого рождаемся. Честно, здесь место не для слабаков. Вообще не для слабаков", – предупреждает Александр Бодров, инженер-строитель.
За колесами белорусского карьерного самосвала Анастасию Савину едва видно. Настя из Амурской области, любовь к большим самосвалам у нее от отца. С 14 лет за рулем "Камазов" и "Уралов". Когда узнала про вакансию на "Белаз", согласилась не раздумывая. Ведь зарплаты здесь под 400 тысяч.
"Так как машина тяжелая, большая, есть страх никому не навредить, так как у нас условия северные, у нас зима здесь круглый год, скользко бывает и страшно, конечно, не дай бог кого-нибудь задавить. Маленькие "Камазики", маленькие машинки. Это страшнее всего", – поясняет Анастасия Савина, водитель карьерного самосвала.
После тяжелой рабочей смены Настя успевает заскочить в салон красоты. Подправить макияж и прическу. На угольном разрезе это приходится делать чаще.
"Все-таки у нас угольная пыль, нам нужно немножечко почистить полотно и сохранить наш блонд. У нас кругом черноты достаточно. Беленькая, красивая, молодая всегда в принципе нужна", – считает Илона Батагова, парикмахер.
"У меня вот, чисто белазистский маникюр – черный кончик, чтобы грязи не было видно. Хочешь не хочешь, она въедается, она ничем не вымывается. Это соляра, это масла, это гидравлика. Поэтому вот самый оптимальный вариант", – признает Анастасия Савина, водитель карьерного самосвала.
Открытие на разрезе салона красоты стало подарком для женской бригады водителей карьерных самосвалов. Их здесь семь человек.
"Вот белазистки, которые работают из ночи в ночь, это целое жертвоприношение. Вместо отдыха. Мы остаемся женщинами, несмотря на какой-либо труд. Тяжелый, мужской, физический", – считает Илона Батагова, парикмахер.
Женские водительские бригады появились из-за банального кадрового дефицита во всей горной отрасли. Попробовали, оказалось, слабый пол справляется не хуже сильного.
"Насчет того, что лучше водят, не согласен. Согласен в том, что аккуратней. Да, действительно, у девушек гораздо инстинкт самосохранения, скажем так, больше, более сильный, и они себя ведут гораздо корректней. Меньше аварийность", – утверждает Николай Будаев, начальник автоколонны.
Карьерные самосвалы с Эльгинского месторождения везут свой груз на обогатительные фабрики. Их построили здесь же на бывшем болоте. 12 линий, где в закрытых ваннах с водой отделяют каменный уголь от обычной породы.
Именно из такого угля получают высококачественный металлургический кокс, который используют для выплавки чугуна и в литейном производстве.
Для его получения каменный уголь нагревают до температуры в специальных печах без доступа кислорода в тысячу пятьдесят градусов, в результате чего из него выделяются все примеси и газы.
Каменный уголь превращается в кокс за 18-20 часов. Но не все угли для этого подходят. Только определенных сортов. Как раз таких, которые и добывают на Эльгинском месторождении.
"Уголь с нашего месторождения отгружается в страны Тихоокеанского азиатского региона, в Китай. Он обладает уникальными свойствами. Да, действительно, угля в мире очень много, но не все обладают такими уникальными качествами и характеристиками, как эльгинский уголь", – поясняет Инна Лосюк, управляющий директор угледобывающей компании.
Тихоокеанская железная дорога была еще не достроена, а уже начались проектировочные и изыскательские работы по продлению дороги до Енисея. Это будет крупнейший в России инфраструктурный проект – Тихоокеанская железнодорожная магистраль длиной в 4 тысячи километров. Сравнить это можно только со строительством Транссиба и БАМа. Поистине, стройка 21 века.
"Ну, это практически будет полностью тогда соизмеримо с БАМом. Я думаю, что опыт, который получен на данном проекте, он дает колоссальную базу для того, чтобы правильно спланировать работы на будущем проекте", – отмечает Игорь Усольцев, генеральный директор строительной компании.
Вертолеты уже кружат над тайгой. Партии геодезистов высаживаются в самых неприступных уголках Сибири.
"Самое сложное в реализации данного проекта – это его удаленность и труднодоступность. Так же, как бы своеобразный рельеф, к которому нужно будет найти необходимый подход. Практически на каждый километр нужно будет искать какое-либо интересное, нестандартное, инженерное решение", – поясняет Артём Захарьянц, геодезист.
Это на тысячу километров севернее БАМа, туда раньше только тунгусский метеорит залетал, да и тот сгинул бесследно.
Вскрытие тунгусских месторождений открывает доступ к поистине неисчерпаемым запасам полезных ископаемых. Ведь там не только уголь, но и почти вся таблица Менделеева.
Открытие движения по Тихоокеанской железной дороги в Якутии отметили ритуальным хороводом и благословенным обрядом Алгыс.
