"Крылатая медицина": как работает санавиация в Челябинской области
В работе диспетчера-фельдшера Веры Лащеновой на счету каждая секунда. Симфония гудков и голосов с просьбами о помощи доносится одновременно по нескольким телефонам из разных уголков области. В режиме реального времени Вера принимает решения, от которых зависят жизни людей: организует консультации, координирует перевод тяжелых пациентов в областную больницу или, напротив, выезд врачей к ним в отдаленные районы.
"Два часа ночи. Разрываются просто звонками все телефоны, кричит женщина в трубку: "Помогите, помогите, помогите! Он истекает кровью, он умирает, помогите!". И вот здесь начались "танцы с бубнами". Подняли на уши всех, отправили всех, кого только можно, и сосудистых хирургов", — рассказывает фельдшер отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи ЧОКБ Вера Лащенова.
В санавиацию ежедневно поступает до ста звонков, большая часть — экстренные. Это инсульты, инфаркты или падения с высоты. Если же пациента нельзя транспортировать, а помощь необходима немедленно, дежурный специалист выезжает на место и проводит операцию, используя портативное оборудование. За последние два года чаще всего выезжали урологи — в неделю минимум один вызов.
"У нас существует тревожный чемоданчик, в котором находится эндоскопическое оборудование, оно позволяет малоинвазивно, через проколы или естественные пути, поставить дренирующие трубочки, которые помогут спасти жизнь пациенту", — отмечает заведующий отделением урологии ЧОКБ, главный уролог Минздрава Челябинской области Сергей Кокнаев.
История южноуральской санавиации началась в 1935 году с крохотного самолетика. Именно тогда служба и получила свое название — авиация, хотя часть своей истории работала вообще без воздушного транспорта. Вертолеты у южноуральских врачей вновь появились относительно недавно — в 2018 году. Они привозят в областной центр пациентов из дальних и труднодоступных населенных пунктов.
"При появлении заявки и показаний для эвакуации пациентов мы передаем информацию в Центр медицины катастроф о том, что нужно пациента доставить в областную больницу или также в другие больницы Челябинска", — говорит заведующая отделением экстренной и плановой консультативной медицинской помощи ЧОКБ Ирина Номикоз.
Но и сегодня большая часть транспорта санавиации ездит по земле. Зачастую ангелы в белых халатах мчатся к пациентам на реанимобилях, а значит, жизнь южноуральцев и в руках водителя.
— Какой уже пробег у машины за три года?
— Сто тысяч. За смену бывает и 700 километров, и 800 километров. Куда-нибудь в Юрюзань или Ашу, — рассказывает водитель реанимобиля санитарной авиации ЧОКБ Сергей Петров.
Сейчас в арсенале отделения — пять реанимобилей. И это не просто машины скорой помощи — это передвижные реанимационные палаты. Врачи там могут оказывать полноценную медицинскую помощь пациенту прямо во время транспортировки.
"Для этого существуют специальные приборы: ИВЛ — для замещения дыхания, монитор-дефибриллятор — для контроля сердечной функции, если у пациента страдает гемодинамика, то есть аппараты инфузоматы для подержания гемодинамики", — объясняет заведующая отделением экстренной и плановой консультативной медицинской помощи ЧОКБ Ирина Номикоз.
Работа санавиации впечатляет масштабом: за год — 10 000 консультаций, 100 экстренных перевозок тяжелобольных в лучшие клиники и 160 проведенных выездных операций. За прошлый год на территорию областной клинической больницы крылатый транспорт доставил больше сотни пациентов.
