Премьера спектакля "Сато" состоялась в "Театре Наций"
Театр Наций выпускает премьеру. Роман молодого писателя Рагима Джафарова "Сато" поставил Филипп Гуревич. Режиссер исследует вопрос – как родителям принять особенности своего ребенка и не пойти по пути подавления личности? О сеансе психотерапии на сцене – Яна Музыка.
Контр-адмирал Сато, командующий карательным корпусом, – представитель внеземной цивилизации. Здесь на Земле он в плену и заключен в тело мальчика. Вот такую историю рассказывает о себе пятилетний Костя. В театре Наций воплощают роман Рагима Джафарова. Текст, получивший множество литературных наград, был вдохновлен постом в социальной сети. "Взрослый человек писал, что детство – это самое прекрасное время в нашей жизни, когда мы ни за что не отвечаем, и нам все можно. И я начал вспоминать, что на самом деле, когда мы ни за что не отвечаем, нам ничего нельзя. Потому что чем больше у тебя ответственности, тем больше у тебя прав. Я представил каково быть взрослому человеку, взрослой личности в условиях вынужденного детского бесправия, и из этого возникло очень много сложных моментов", – говорит писатель Рагим Джафаров. Писатель разъясняет: ведь никто из нас не захотел бы прежде, чем пойти в туалет, спрашивать разрешения. Вот и Костя, который ощущает себя пленным контр-адмиралом не собирается считаться с мнением родителей. Ему хватает силы, уверенности и агрессии, чтобы отстаивать свои желания. Жизнь нормальной на первый взгляд семьи превращается в поле битвы.
Пространство спектакля – это мир воспоминаний. Образ картонной коробки – в таких любят прятаться дети. Ее разорвало от всего происходящего. И внутрь намело красного марсианского песка. Родители мальчика обращаются к психологу. И терапия предполагает, что нужно рассматривать семью как целое, заглянуть в самого себя и увидеть неудобную правду. А это очень больно. "Я все хочу поменьше плакать в этом спектакле, потому что мне кажется, плакать должны вы, а не мы. А я понимаю, что каждый раз слышу, что Вера говорит от лица Сато, сцены с родителями. Я понимаю, что мне откликается все совершенно", – отмечает актриса Ольга Лерман. Парадокс в том, что в словах контр-адмиларала все логично. "Если учителя будут относиться к ученикам как к кретинам, то рано или поздно получат кретинов". "Ваш мир – это конвейер подавления личности". И с этим не поспоришь.
Оказывается, история циклична. Травма повторяется в каждом поколении. Ни дети, ни взрослые, ни специалисты не знают, как это остановить. "Это личный опыт каждого человека. Ответов нет. Есть только вопросы. И есть проблемы, с которыми нужно каждому жить по-своему", – объясняет режиссер Филипп Гуревич. Создатели спектакля оставляют зрителей с вопросом: почему семья, в которой творится ад – считается нормой, а мальчик, который ощущает себя контр-адмиралом, – нет?
