12 февраля 2025, 15:29 12 февраля 2025, 16:29 12 февраля 2025, 17:29 12 февраля 2025, 18:29 12 февраля 2025, 19:29 12 февраля 2025, 20:29 12 февраля 2025, 21:29 12 февраля 2025, 22:29 12 февраля 2025, 23:29 13 февраля 2025, 00:29 13 февраля 2025, 01:29

В Музее русского импрессионизма проходит выставка "Изображая воздух"

  • Картинка
  • В Музее русского импрессионизма проходит выставка "Изображая воздух"
  • Картинка
    В Музее русского импрессионизма проходит выставка "Изображая воздух"
  • В Музее русского импрессионизма проходит выставка "Изображая воздух"
Основное внимание в работах уделено природе воздуха и света.

"Изображая воздух" – новая выставка в Музее русского импрессионизма. Об экспериментах русских мастеров с цветом и светом, новаторских подходах и сюжетных открытиях – Алия Шарифуллина.

"Неужели в этом бешеном распорядке красок и линий люди могут находить и свет, и жизнь, и даже поэзию?" – писал Александр Бенуа, одним из первых в России стремившийся понять явление импрессионизма. А спустя всего год пишет уже такие строки: "Одна юбочка на какой-нибудь ученице балетного класса, один красно-черный тон платья на пожилой даме содержат в себе больше искусства, нежели сотни картин реалистов, развешенных на почетных местах в музеях". Зародившийся во Франции импрессионизм, своей легкостью, свежестью, беспечностью не мог не "поразить" и другие континенты. И русским художникам хотелось "раскрепостить" руку, наслаждаться живописью по формуле Валентина Серова: "Пусть будет красиво написано, а что написано, нам неинтересно". Они учились у французских мастеров, но адаптировали метод под собственное, русское видение мира.

"Русских художников окружает другая натура, другой свет. У света на юге Франции и света на русском Севере разная природа. Впечатление художники получают другое, и произведения оказываются иными", – говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Говоря об этом направлении искусства, мы подразумеваем живопись высветленную, пронизанную лучами солнца и играющую бликами. Но другое освещение диктует другие тональные сочетания. В русском импрессионизме, есть отдельный блок работ, который куратор называет "черным импрессионизмом"." У нас практически полгода зимы, художники должны были видеть красоту. Они даже в Европе писали в серой манере", – отмечает куратор выставки Наталья Свиридова.

Если лицо французского импрессионизма – это город, а точнее, бурлящий Париж с умытыми дождями бульварами и ночными кафе, то русские художники предпочитают современному прошедшее. Уезжают подальше от электрифицированных столиц, в поисках "уходящей натуры". Пишут церкви и улочки, ветшающие усадьбы и дачи, крестьянских девушек и баб в ярких платках. Появляются на полотнах русских импрессионистов и преходящие состояния природы – зимние пейзажи, весенние разливы, а также сцены домашнего уклада рубежа веков. "Импресии" художников на выставке можно даже услышать. Для альтернативного "прочтения" картин режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров создали акустический перформанс. Русские художники осваивали импрессионизм разрозненно, не создавая групп и не провозглашая манифестов. Этим методом каждый из них решал собственные художественные задачи. Серов использовал пленэрные эффекты для передачи психологической глубины портрета, Коровин с его этюдной живописью искал свободу мазка, Сомов сочетал импрессионизм с символизмом. Разные пути сошлись на этой выставке – 150 работ из 75 музейных и частных собраний. В качестве эпиграфа – слова Бориса Кустодиева из письма к дочери: "...изучать импрессионизм и быть несчастной нельзя".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация