В Москве прошел вечер памяти композитора Павла Карманова
Первый концерт на Фестивале Владимира Мартынова посвятили памяти композитора Павла Карманова. 12 февраля ему бы исполнилось 55. Представитель постминимализма, он писал для кино и телевидения, создавал хоровые и симфонические сочинения. На вечере, где звучала музыка Карманова, побывала Лидия Алешина.
Музыкальный подарок и посвящение композитору и пианисту Павлу Карманову – первый вечер фестиваля Владимира Мартынова. В афише – "Подарок самому себе на День Рождения Карманова" и струнный квартет. Композитор ушел из жизни в ноябре прошлого года. 12 февраля ему бы исполнилось 55 лет. И в день его рождения впервые звучат сочинения, которые Павлу Корманову посвятили Владимир Мартынов, Георг Пелецис, Максим Трефан, Ираида Юсупова.
"Четыре дарителя. Мы, композиторы, приносим подарки, в этом идея нашего сегодняшнего концерта. Если бы он был жив, а мы пришли на его День Рождения", – рассказывает композитор Владимир Мартынов. Владимира Мартынова с Павлом Кармановым связывают годы творческой дружбы, беседы, которые они могли вести часами. "Я воспринимаю Владимира Мартынова как учителя и гуру, но не наследую его идеи, а развиваю свои собственные", – говорил Павел Карманов. Владимир Мартынов посвятил ему произведение "Солнечный дикарь".
"Написанная на стихотворение Хармса "Смерть дикого воина". Дело в том, что Паша был совершенно солнечным человеком. Он и снаружи солнечный и нес солнечную музыку. А в жизни он был довольно непростым и в быту не совсем устроенным", – продолжает Владимир Мартынов. Минимализм, элементы барокко, фольклора, электроники, русская искренность и теплота – это все о творчестве Павла Карманова. Композитор говорил: "Я сравниваю музыкальный минимализм с муравейником: издали кажется, что он стоит статичный среди леса, но когда приглядываешься, видишь бурную, кипучую жизнь. Это и есть минимализм, в моем понимании: музыка состояния, без начала и конца, без времени".
"Какая его музыка? Кармановская. Она имеет свой цвет, вкус и запах. Это точно", – отмечает пианист Петр Айду. "Он всегда пытался в своей музыке нести свет, который рождался в нем даже в самые тяжелые дни его жизни. И в том числе, связанные с одиночеством", – вспоминает саксофонист Аркадий Пикунов. "Тристан и Изольда. Продолжение", "Декамерон. Продолжение" – у фестиваля Владимира Мартынова в разные годы были знаковые названия, определяющие концепцию смотра. В этом году от этой традиции отошли. Все концерты самодостаточны и не объединены единой темой.
