Галерея Союза художников России приглашает на выставку "Традиции и эксперименты"
Выставка монументального искусства "Традиции и эксперименты" открылась в галерее Союза художников России. Мастера разных поколений размышляют над вопросами: почему монументализм сошел с фасадов зданий в мастерские? И какое будущее его ждет? Ксения Егорова продолжит.
Почти исчезнувшие в потоке времени монументальные объекты наших художников 70-80 годов. Иногда оставшиеся только на фото. Как, например, этот мозаичный куб художника Леонида Полищука – объект, который просуществовал всего один день. "Губкин – это вся мировая нефте-разведка, легендарнейший человек. Этот памятник строился для города Сургута, это огромных размеров мозаичный куб – портрет Губкина, посвящение Губкину, звезда пленительного счастья. Этот объект действительно был сложен, установлен, торжественно открыт и снесен бульдозером на следующий день после открытия", – говорит заслуженный художник России Максим Харлов.
О монументальном искусстве как о забытой сегодня традиции этот рассказ. Три поколения наших художников, которые передавали друг другу свое умение не только концептуально оформлять колоссальные по объему фасады зданий, но и выходить из сложных ситуаций в условиях жесткой художественной цензуры. Так случилось с художником Марией Красильниковой при оформлении филармонии Биробиджана в Еврейской автономной области. "Я радостно сделала еврейскую культуру, то есть абстракцию. Вдруг пришел первый секретарь обкома Кауфман и сказал: "Вы с ума сошли! Меня же сейчас выгонят отсюда, а где фигуры?" У меня их нет – в эскизе их нет, а уже идет монтаж. В последнюю бедственную ночь ты придумываешь, куда бы эти фигуры ему всадить", – вспоминает народный художник России Мария Красильникова. Сегодня модная архитектура фактически прогнала художников "со стен", а монументализм потерял идеологическую нагрузку. Остался он в виде чистого искусства. "Это так и называется тканная сетка. Это не ткань, это металл, у него есть определенная мягкость и жесткость одновременно. Это противоречие меня и привлекает ", – объясняет художница Ольга Согрина. Выставка – приглашение к размышлению о судьбе и месте монументального искусства в нашей стране сегодня. Ведь такие богатые традиции оформления больших пространств было бы нелепо забыть.
