Никита Кобелев поставил в Александринском театре пьесу Горького "На дне"
Сегодня в Александринском театре премьера. "На дне" Максима Горького поставил Никита Кобелев. Режиссер назвал своей главной задачей "увидеть через эту пьесу проблематику сегодняшнего дня". Юлия Струкова была на пресс-показе.
Ее начали ставить в Александринском театре почти сразу после написания, в 1902 году. Пьесу "На дне" режиссер Александр Санин считал "вещью сильной, человечной, смелой и жалостливой". Но тогда премьера не состоялась из-за высочайшего запрета на произведения Горького на императорской сцене. Они появились здесь только после революции. Это третья постановка пьесы "На дне" в истории Александринского театра. Спектакль возвращается в репертуар спустя полвека. Драматургия Горького оказывается созвучна нашему времени, на этот раз она лишена советской трактовки. Это произведение изучает поведение коллектива, в котором появился новый человек. Как он изменит жизнь сложившейся системы, и что станет с каждым ее индивидуумом?
Странник на велосипеде в худи расцветки "тай-дай" с вкрадчивым голосом и быстрой речью – современный Лука. Хиппи, Мессия, баламут, манипулятор. Еще приходит на ум "Человек с бульвара капуцинов". "Фразу, которую он говорит: "вовремя человека пожалеть...хорошо бывает", я для себя определяю как главную фразу этого персонажа", – говорит народный артист России Игорь Волков. Здесь нет конкретного времени и пространства. Нет бытовых подробностей ночлежки. Есть люди, сломленные обстоятельствами, которые борются за существование друг с другом и с самими собой. "Вариативная среда, но при этом нейтральная и "клаустрофобичная", внутри которой герои были бы в определенной степени зажаты. С другой стороны, среда имеет глубину, много планов, чтоб позволить артистам постоянно находиться на сцене", – рассказывает сценограф, художник по костюмам Нана Абдрашитова.
В каком-то унылом пространстве то ли фабрики, то ли больницы или школы вдруг возникает предмет из мира грез героев – шикарный театральный занавес, люстра фамильного замка, ветвь экзотического дерева. Сценография визуализирует экстерьеры и интерьеры ночлежки, делает осязаемыми мечты героев. "О счастье, о любви, о том, чтоб иметь плечо мужское рядом. Все как у Горького", – отмечает актриса Мария Кузнецова. Впрочем, от текста Горького, говорит режиссер, здесь лишь половина. Остальное дописано, приспособлено к современности. Актер разговаривает цитатами из Шекспира и Чехова, Настя читает рассказ Горького о первой любви. Часть обитателей ночлежки чтит заповеди "от Луки". "Наверное, одна из главных тем этой пьесы – это разговор о сочувствии, о сострадании, насколько оно имеет место быть в нашей жизни", – рассуждает режиссер, художественный руководитель Александринского театра Никита Кобелев. Такая образная, символическая, притчевая постановка получилась. Но все-таки с горьковским финалом, который, наверное, каждому читателю и зрителю хотелось бы изменить.
