О выставке-путеводителе по мистическому кино-Петербургу на "Ленфильме"
Выставка-путеводитель по мистическому кино-Петербургу проходит на "Ленфильме". Экспозиция построена вокруг пяти фильмов, снятых на студии с 82-го по 91-й год. Их объединяет не только место действия, но и тема города как загадки и миража. Какие тайные страхи подпитывали экранный образ мистического Петербурга – расскажет Станислав Анисимов.
Мотив карточной игры оказывается сквозным для выставки "Мистический Петербург". Столкновение случайного и закономерного, "пагубная страсть" и гибель. Все это в лентах, которые представлены в экспозиции: истории их создания, сюжетах и неизменной ауре. "Господин оформитель", фильм Олега Тепцова – один из смысловых центров выставки. "Личный кризис художника, глубокий, который он переживает. Мы видим в нем отражение кризиса всей страны. Это очень интересный эффект: кризис и распад Российской империи мы видим в кризисе одного художника Серебряного века. Личный апокалипсис", – говорит куратор выставки Дмитрий Мишенин.
Группа Doping-pong создала стилизованные стеллажи по мотивам фильма, они представлены на втором этаже. Здесь же фотографии со съемок и планы Тепцова по работе уже над следующей лентой, так и не реализованной "Пиковой дамой". Факс от представителей Тины Тернер: певицу заинтересовала одна из ролей в картине и она готова была работать с российским режиссером. Еще одна призрачная легенда – на лестнице "Ленфильма". "Своего рода оммаж очень известному произведению бельгийского мистика Жана Дельвиля. Она так же известна "Таинственная" или "Мона Лиза 90-х годов" XIX столетия. Мы создали оммаж, где поместили в центр композиции Анну Демьяненко, потому что всегда у нас в голове при просмотре "Господина оформителя" возникала эта картина, почему-то казалось, что этот кадр существует", – рассказывает куратор выставки Анна Маугли.
"Пиковая дама" Игоря Масленникова – телефильм, в котором режиссер раскрыл заложенный в повести Пушкина мистическое начало. Декорации для фильма создавал Исаак Каплан, который ориентировался на графику Василия Шухаева, а он в свою очередь – на работы Александра Бенуа. Но сам Петербург добавлял необходимые краски этой истории. "Петр заложил наш город, создал невиданные произведения архитектурного искусства здесь. Всё это создано на костях и в этом уже присутствует некоторая мистика, некоторое жертвоприношение", – объясняет куратор выставки Дмитрий Мишенин.
Выставка на "Ленфильме" напоминает, что в российской истории в периоды общественных потрясений и социальных кризисов всегда были популярны эсхатологические ожидания – как у художников, так и у их почитателей.
