О визуальной составляющей фильма "Носферату"
Фильм "Носферату" режиссера Роберта Эггерса вышел на экраны в конце прошлого года. Историю вампира Графа Орлока номинировали на "Оскар" в четырех категориях, в том числе "За лучшую работу художника-постановщика". О визуальном стиле ленты, которую называют новой классикой фильмов ужасов, – Станислав Анисимов в своей авторской рубрике.
Режиссёр Роберт Эггерс снял фильм по собственному сценарию. В его основе немая лента 1922 года, которая в свою очередь является неофициальной экранизацией романа Брэма Стокера "Дракула".
1838 год. Несмотря на дурное предчувствие Эллен, её муж Томас отправляется на восток Богемии, чтобы продать недвижимость эксцентричному и демоническому графу Орлоку, который хочет поскорее перебраться поближе к объекту своего вожделения. "Больше всего меня заинтересовало то, что вся история здесь выстраивается вокруг героини. Мы видим мир её глазами. В этом есть что-то притягательное и зловещее", – говорит режиссёр Роберт Эггерс.
Киноведы уже отметили внимание на судорожную пластику героини – Элен Хуттер, которую играет Лили-Роуз Депп. Очевидно – это отсылка к медицинским иллюстрациям XIX века "Женщины в истерических припадках". Болезнь, истощение, галлюцинации, тревожные сны и, возможно, надвигающееся психическое расстройство. Мир этого фильма: на границе сна и яви, тени и её материального источника. Отдельные эпизоды фильма, по настоянию режиссера, снимали с использованием настоящего огня: свечи, факелы, камин.
Пламя несёт свет, уничтожает всё вокруг, открывая дорогу в геенну огненную. Тени в фильме – символ зла и его двойственной природы, внутренних страхов и желаний персонажей эти силуэты приближаю и к героям европейской живописи. Две основных темы. Одна это смерть Девы, которая в европейском искусстве живёт несколько веков. Её очень любили немцы, эпохи северного возражения.
"Носферату" производит особое впечатление: как будто черно-белый фильм снят в цвете. Оттенки явно различимы, но общая картинка почти монохромна. Костюмы для фильма создавала художница Линда Мьюир. Она выбирала ткани из текстильных книг XIX века. Часть из них расшита золотыми нитями, чтобы отражать свет. Часть – чёрные, чтобы свет поглощать. Для костюма Орлока значение имел вес: согнувшись под которым ходил старый граф. Вряд ли "Носферату" откроет для вас что-то новое о вампирах, но если хотите узнать как звучит старая сказка на новый лад – этот фильм лучше один раз увидеть.
