Проза Бабеля и поэзия Бродского – на выставке в галерее "Открытый клуб"
Выставку "Гоппе плюс Рыжик. Графические диалоги" галерея "Открытый клуб" посвятила двум выдающимся мастерам – Виктору Гоппе и Юрию Рыжику. Друзья в жизни, но антагонисты по стилю – они оба способны превратить литературный текст в арт-объект. Как? Узнала Алия Шарифуллина.
Произведения этого художника озадачили уже не одного искусствоведа. Недаром во всех посвященных ему публикациях так много места отводится описаниям сложных технологий и удивительных форм, которые приобретают его работы. Виктор Гоппе – авангардист и футурист. Его жанр – "книга художника", которая может быть выпущена на глиняных табличках, иметь форму чемодана или вешалки, страницы из стекла, фарфора, деревянных кубиков. То, что не доигрывает в графике, доигрывает в пластике, к каждой книге выпуская скульптуру. "Этот плакат, который мы видим, как первое воспроизведение. Оно как раз зооморфное. Эту стадию нельзя обойти. И постепенно перехожу к другой стадии, там, где я уже строю конструктивные какие-то провисы, какие-то мосты. Когда возникает следующий вариант, я приступаю либо к рельефу, либо к собственно к скульптуре", – говорит художник Виктор Гоппе.
На этой выставке графические листы Виктора Гоппе вступают в диалог с работами другого "книжного художника" – Юрия Рыжика. 10 лет они работали друг напротив друга в одной литографской мастерской. Изучение творчества великих мастеров – Гойи, Филонова, Шагала, Тышлера – оказало своеобразное влияние на художественный почерк Рыжика. Человек и враждебный ему обыденный мир, от которого хочется бежать в пространство вымысла и мечты, – тема эта проходит через всё творчество художника. "Вот в какой технике он работал. Меня часто об этом спрашивают. Я отвечаю, что: это акварель. Нет, это не акварель, это акварель, кровь, слёзы. Всё, что было под рукой, включая собственные какие-то составляющие. Всё туда, в эти работы, он вкладывал", – рассказывает основатель галереи "Открытый клуб" Вадим Гинзбург.
Здесь в изобразительную форму переведены проза Исаака Бабеля и поэзия Иосифа Бродского. Оба художника отказались от буквального прочтения текста. Рыжик и Гоппе изображают свои ощущения от прочитанного, пропуская их через призму своего собственного восприятия мира. Сопряжение смыслов, интонаций и образов превращает "Графические диалоги" в глобальную творческую синергию литературы и изобразительного искусства.
