Томичам объяснили, почему разговор на громкой связи может быть проблемой
Как реагировать на посторонние разговоры по телефону в общественных местах и что может сказать о человеке желание говорить громко, обсуждая не предназначенные для чужих ушей темы? Кризисный психолог и когнитивно-поведенческий терапевт Елена Костина рассказала интернет-редакции "Вести.Томск" об этом.
Кто все эти люди?
Разговоры по громкой связи в общественных местах — явление довольно распространенное, хотя оно и вызывает неоднозначную реакцию у окружающих. Среди людей, которых можно увидеть беседующими таким образом, выделяются разные типы личностей.
«Во-первых, это экстраверты — энергичные и общительные люди, которые порой забывают контролировать и свою громкость, и децибелы в телефоне, поскольку привыкли к активной социальной жизни»,– рассказывает Елена Костина.
Не стоит забывать, что есть пожилые люди и те, кто имеет проблемы со слухом. Для них использование громкой связи — необходимость, а не прихоть.
«Некоторые любят привлекать внимание, громкая беседа — отличный способ заявить о себе и поделиться радостными событиями из жизни, заявить таким образом о себе миру»,– комментирует психолог.
Наконец, есть и те, кого можно назвать невоспитанными: эти люди попросту не задумываются о комфорте окружающих, возможно, потому что им никогда не прививали навыки правильного поведения в обществе.
«Разговоры по громкой связи в общественных местах действительно часто воспринимаются как нарушение этикета, особенно если они мешают окружающим. Но не стоит сразу делать вывод, что все, кто ведет себя таким образом, обязательно невоспитанны»,– отмечает Елена Костина.
Как раз разделение людей на различные типы помогает понять, что мотивы их действий могут быть разными. Воспитание — это далеко не всегда осознанный выбор человека, нередко оно формируется под влиянием привычек и культурного фона. Поэтому важно учитывать контекст, прежде чем судить о чьих-либо манерах.
Спокойствие, только спокойствие
В подобных ситуациях важно помнить, что наша реакция на раздражитель зависит от внутреннего состояния. Порой мы можем лишь слегка нахмуриться, а иногда испытываем сильный дискомфорт. Кризисный психолог говорит, что в такие моменты главное — позаботиться о своем душевном равновесии. Не стоит портить себе настроение и поддаваться стрессу из-за кратковременного раздражителя.
«Дело в том, что даже кратковременный всплеск адреналина и норадреналина влияет на сердечно-сосудистую систему, создавая дополнительную нагрузку на сердце и сосуды, повышая давление. В данной ситуации это нам ни к чему»,– рассказывает Елена Костина.
Здесь важно помнить, что наше восприятие шума и уровня громкости тесно связано с чувством безопасности и контроля над окружающей средой. Если мы в хорошем настроении, то, вероятно, даже не обратим внимание на происходящее. Мы сами делаем выбор: поддаться раздражению и навредить себе или успокоиться, признать свой дискомфорт и, например, глубоко вдохнуть и выдохнуть.
«А если раздражение достигает своего предела, можно использовать психологические техники — непрерывно называть окружающие объекты в течение 5 минут, стараясь делать минимальные паузы между словами»,– советует психолог.
И что с этим делать?
Если вас раздражает человек, ведущий долгий разговор по видео или громкой связи в присутствии других людей, у вас всегда есть выбор, как реагировать. Попробуйте абстрагироваться и сосредоточиться на своих делах. Самое простое — надеть наушники.
«Если ситуация становится слишком некомфортной, допустимо вежливо попросить человека говорить тише или перейти в более уединенное место. Важно сохранять спокойствие и уважение при общении, чтобы избежать конфликта и сохранить доброжелательную атмосферу»,– рассказывает Елена Костина.
Если ситуация не слишком вас беспокоит, можно попробовать проигнорировать шум и сосредоточиться на своих делах. Попробуйте применить психологические техники, например, глубокое дыхание. Иногда кажется, что причина нашего раздражения — человек, говорящий по телефону вслух. Но на самом деле она может быть в другом: возможно, вы устали после работы или переживаете из-за предстоящих дел.
«Например, можно сказать: "Простите за беспокойство, но ваш разговор немного мешает. Могли бы вы говорить чуть тише?"»,– советует Елена Костина.
Если человек продолжает мешать вам, вторгаясь в личное пространство, можно объяснить ему причину вашего недовольства. Например, вы работаете над важным проектом или отдыхаете после тяжелого дня. Скажите ему: "Я понимаю, что ваш звонок важен, но мне нужно сосредоточиться. Может быть, вы сможете закончить разговор позже?".
Психолог также добавил, что в некоторых случаях можно воспользоваться невербальными сигналами. Иногда достаточно просто взглянуть на человека с выражением легкого недовольства или сделать легкие жесты, намекающие на то, что его поведение вас беспокоит. Такой подход может оказаться эффективным, позволяя избежать прямого конфликта и сохраняя вежливость.
Выдохните!
Когда обращаешься к человеку, который нарушает твои границы, важно не отвечать ему тем же и не вести себя грубо.
«Не обвиняйте: не стоит говорить что-то вроде "Вы ведете себя неправильно". Лучше выразить свое недовольство через "я-сообщение": "Мне трудно сосредоточиться, когда вокруг такой шум"»,– поясняет психолог.
Будьте кратки: длинные лекции вряд ли помогут. Чем короче и яснее будет ваша просьба, тем больше шансов, что собеседник ее услышит и поймет. Важно помнить об особенностях таких людей и обращать внимание на свое внутреннее состояние в этот момент.
«Возможно, ваша психика уже сигнализирует об усталости, поэтому появление хвастуна, громко говорящего по телефону, или дедушки, который пытается сообщить жене, что уже едет домой, может быть знаком, призывающим задуматься о своем самочувствии»,– говорит Елена Костина.
Действительно, человек, разговаривающий по телефону в общественном месте, может создавать неудобства для окружающих. Однако он имеет право пользоваться своим телефоном. Мы не можем указывать другим людям, как себя вести. Даже если поведение человека кажется нам неприемлемым, важно помнить, что он остается человеком со своими чувствами и эмоциями.
Все изображения в тексте сгенерированы
с помощью технологий искусственного интеллекта.
