Читают руками и ориентируются наощупь: как учатся слабовидящие дети в Челябинске
Показать в прямом смысле кнопку на тифлоплеере ребята учителю не могут, ведь и они, и он видят, как здесь говорят, руками. Азы предметов постигаются наощупь. Павел Бортников — он, кстати, сам выпускник этой же школы — преподает детям постарше историю. А второклассникам — специфический предмет: пространственную ориентировку. Учит запоминать расположение кабинетов, коридоров, улиц. Признается, отсутствие зрения помогает прислушиваться к детям.
"Понятно, что рыбак-рыбака видит издалека, проблемы сходные, поэтому, наверное, где-то легче, да", — рассказывает Павел Бортников, педагог по истории и пространственной ориентировке.
В соседнем кабинете изучают дятла, и в то же время русский язык и литературу. Название птицы нужно выложить шрифтом Брайля с помощью специальных гвоздей. И отгадать прочитанную учителем загадку. Учитель начальных классов Анна Степанова и сама почти не видит — только силуэты. Поэтому и размер текста загадки увеличивает под свое зрение. С помощью электронной лупы – прибор, напоминает обычную компьютерную мышь: снизу у него камера, которая проецирует мелкий текст с листа бумаги на монитор.
"Педагог все-равно готовится. В интернете собирает загадки, стихи, дополнительный материал, все это писать по брайлю трудоемко, согласитесь", — рассуждает Анна Степанова, учитель начальных классов.
В этой школе треть всех учеников — не видят абсолютно, остальные дети с разными нарушениями зрения. А вот уроки такие же, как в обычной — химия, физкультура, русский язык. Конечно, пособия здесь особенные и учебники написаны шрифтом для слабовидящих. А в коридорах целая система навигации.
"У нас есть указатели, которые выполнены брайлем и ребенок легко ориентируется, у нас есть говорящие устройства, если ребенок забыл расположение кабинета, то он нажимает на кнопку и ему голос отвечает, что такой-то кабинет", — рассказывает Тамара Телелюева, директор школы №127 для детей с нарушением зрения.
Часть учеников после учебы, совмещенной с реабилитацией, переходят в обычные общеобразовательные заведения. А тем, кто продолжает занятия в специальной школе, это все-равно не мешает сдавать ЕГЭ на высокие баллы, поступать в вузы, достигать успехов в спорте и искусстве.
