Центр Вознесенского открыл выставку "Темная оттепель"
Центр Вознесенского открыл выставку "Темная оттепель". Экспозиция посвящена неофициальной культуре 60-х – точнее, тому, чего мы не знаем о ней. Как говорят кураторы: десятилетие, которое видится эпохой оптимизма и романтики, вмещало самые разные настроения и представления о жизни. Анастасия Павлова продолжит.
Оттепель – время подъема в жизни страны. А "Темная оттепель" – другая сторона советской культуры 60-х годов. "Картина Вечтомова как раз является, наверное, олицетворением всей выставки. Мы все с вами привыкли к парадной оттепели, к яркости, к светлой стороне, к светлым лицам, яркому солнцу, хорошей погоде на картинах. Здесь мы видим совершенно другое настроение", – рассказывает директор Центра Вознесенского Ольга Варцева. Точка входа в это исследование – зал под названием "Сумеречный город". Здесь странные сюжеты, фигуры, образы, которым нет места в эстетике оттепельной культуры: мертвое соседствует с живым, руины – с природой, а персонажи, которые населяют полотна, вышли из темных переулков и дворов Ленинграда и Москвы. "Для меня был важный сюжет столкновения подпольного Ленинграда и подпольной Москвы. Потому что, как правило, их редко рассматривают вместе. А мы решили соединить в первую очередь Лианозовцев и Арефьевцев. И показать, что для них вот этот живой, мертвый город, темный переулок, барак был таким общим знаменателем", – объясняет куратор выставки Татьяна Сохарева.
Арефьевцы – члены неформального объединения независимых ленинградских художников, Лианозовцы – московские поставангардисты. Кураторы исследовали еще одну большую группу художников – Южинский кружок тех, кто собирался в коммунальной квартире у писателя Юрия Мамлеева в Южинском переулке. И искал ключи к тайнам мира в восточной философии, трудах святых отцов. Их встречи – это посиделки с обилием спиртного на полотнах художники иронизировали над собой. "Мы в этом зале, который называется "дурная компания". Мы как будто бы в этом интерьере. Может быть, и правда это рюмочная. И вот вы видите, какие там персонажи нас поджидают. Да, довольно странные, может быть, в каком-то смысле неприятные, тревожные. Городские пейзажи уже плывут, они уже наполняются сюрреалистическими персонажами. Персонажи сказок, мифов и просто каких-то воображаемых рядов перемешиваются в очень странных таких пропорциях", – комментирует куратор выставочных проектов Центра Вознесенского Дмитрий Хворостов.
Это работа Алексей Смирнов (Фон Раух) "Комната смерти". Возможно, так закончилась судьба героя картины в этом мире. Но судьба души героя продолжается в следующих залах. Борис Свешников – живописец, график. Обвиненный в антисоветской пропаганде, провел восемь лет в лагерях. Говорил: "Это лучшая аскеза, которая научила его творить". В его картинах сквозь могильный туман проступает загробный мир. "Сам зал представляет из себя что-то вроде колумбария или кенотафы. Какая-то торжественная архитектура. Там, где оказывается человек да, может быть, хороня своих близких или сам как бы переходя в потусторонний мир", – поясняет куратор выставочных проектов Центра Вознесенского Дмитрий Хворостов. За потусторонний мир на выставке отвечает Наталья Прокуратова. На созданных вручную гобеленах символы кинетистов – молния, кристалл, бабочка. Кураторы называют экспозицию затаенным ядром оттепели. Здесь пробуждаются индивидуальность и ее личные поиски в вопросах бытия.
