Русский музей открывает выставку к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки
Русский музей открывает выставку к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки. Одна из ключевых фигур советского искусства, он обладал широким творческим диапазоном. В его работах – уникальный опыт соединения ранних модернистских поисков и канонов соцреализма. Репортаж Екатерины Фисенко.
Соцреализм с невероятно человеческим и светлым лицом. Новая советская страна глазами Александра Дейнеки. В 17-м году ему самому всего 18. И советскую действительность он принимает по-юношески, всем сердцем. Абсолютная вера в светлое будущее. "Счастливо соединялась с художественными талантами и с верой и в искусство, и в идеал. Как раз его "Текстильщица" – одна из самых известных картин. Античной грации переродились в трёх работниц и даже в трёх идеальных девушек, женщины мечты", – рассказывает старший научный сотрудник, хранитель фонда плаката отдела гравюры XVIII – начала XXI в. Русского музея Золотинкина Ирина.
Текстильщицы, бегуны. Советские люди у Дейнеки красивые, крепкие, спортивные, здоровые, как античные боги. Певец социалистической действительности и даже её создатель. Плакат был для автора отличным способом донести свои мысли. Чётко и ёмко: колхозник, будь физкультурником. А здесь уже воплощение – его же рукой живописная колхозница на велосипеде, очевидно, физкултурница.
В 41-м светлые советские дни на его картинах сменились серой гаммой. Дейнека остался в Москве, несколько раз выезжал на фронт и писал. Сожжённые деревни, чёрные печи. Здесь же набросок к знаменитой обороне Севастополя, картина сейчас на другой выставке, в Москве. В Русском музее ещё одно монументальное полотно – сбитый ас. И тут и про трагедию, и про будущую победу, и про то, что Дейнека – Мастер художественной динамики и мастер драмы. "Стремительно летящая к Земле фигура аса и устойчивая, плоская Земля. Сейчас он ложится, произойдёт столкновение, гибель образца, который рождается в представление о том, что не зря затеяли невероятную авантюру. По отношению к мирной стране", – говорит зам. гендиректора по научной работе, зав. отделом живописи XVIII – первой половины XIX в. Русского музея Григорий Голдовский.
Саму реставрацию покорителей космоса к выставке выставили на обозрение. Реставрация долгая и сложная. Картина хранилась в Луганском музее, но хранилась не правильно на очень тонком валу. "При хранение не учитывалась структура картины. Дело в том, что Дейнека когда создавал её, он проложил несколько слоёв. Сначала были слои подготовительные. Они были нанесены на темперную связующую, а сверху проложено маслом, которое мы видим. И масленые слои темперы плохо связались. В результате, когда картину накатали на очень тонкий вал, у нас произошли заломы выкрышки, повреждение красочного слоя", – объясняет и.о. зам. гендиректора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Сергей Сирро.
Картина никогда не видела реставрации и доверили ее Русскому музею. "Только у нас есть техника технологической лаборатории, единственной в стране. Что позволило делать то, что для комплексной научной реставрации является абсолютно необходимым. Наша цель, всякий раз когда делается такая реставрация, чтобы последующие 100 лет была гарантия сохранности", – отмечает генеральный директор Русского музея Алла Манилова. После покорители вернутся в Луганск, а пока весь спектр творчества народного художника, героя труда, лауреата Ленинской премии, Александра Дейнеки, в Петербурге.
