Музей Пушкина показывает "Художественные миры Артура Фонвизина"
Музей Пушкина представляет "Художественные миры Артура Фонвизина". Виртуозный акварелист – в этой сложной технике мастер достиг совершенства. К какому бы жанру он ни обращался – его работы всегда излучали свет, радость, жизненную силу. Лидия Алёшина подробнее.
Автопортрет Артура Фонвизина. В письмах он называл себя "Несчастным забитым русским интеллигентом". В юности увлекался декадансом и символизмом. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества познакомился с Михаилом Ларионовым, участвовал в первых выставках художников-авангардистов. "Немного наивные символисткие работы были, которые выставлялись на многочисленных вставках знаменитых: "Золотое руно" или "Бубновый валет", которые организовывал его близкий друг Михаил Ларинов, а позже их судьбы разошлись", – рассказывает куратор выставки, коллекционер Сергей Александров.
Артур Фонвизин дистанцировался от радикальных манифестов. В его жизни были и годы уединения, когда он жил и работал в российской глубинке, и обвинения в формализме, работа на заказ, когда писал портреты вождей, иллюстрации. "В начале 30-х готов вдруг, неожиданно, он возвращается к той самой акварельной живописи, с которой он когда-то начинал вместе с Ларионовым, будучи ещё учеником Училища живописи и ваяния. И, конечно, здесь он развернулся в полной мере, потому что специфика акварели даёт такую возможность невероятной свободы. И он выплеснулся в ней", – делится консультант выставки, историк-архивист Татьяна Николаевская.
Пейзажи, натюрморты, жанровые картины. Ценитель женской красоты Артур Фонвизин писал портреты балерин, оперных певиц. Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой, балерина Люция Юмашева. Не имея до 80 лет своей мастерской, художник приходил с красками и бумагой в артистические. Работал и дома – в комнате в коммуналке выделил себе рабочую зону размером метр на метр. "Кляксочка, пятнышко, подсушил, подмазал, взял полусухую кисточку, два ударчика уточнил и получается потрясающее изображение. Казалось бы, из ничего. И при этом он умудряется сохранить светоностность бумаги, которая дает этим краскам играть, светиться. Они же все у него светятся как изнутри", – отмечает консультант выставки, искусствовед Валерий Силаев.
Романтик, мечтатель, фантазер – говорили о художнике. Сохранилась фотография за работой. Он брал в руку сразу несколько разных кистей и стремительно писал, выхватывая кисти одну за другой. Своим ученикам говорил: "Не делайте подготовительного рисунка. Акварель – это музыка, стихи, движение".
