В Рабате показывают работы марокканской художницы Шаибии Талал
Наивное и мистическое. Так специалисты определяют искусство марокканской художницы Шаибии Талал. Не имея практически никакого образования, она в своих работах шла путем европейских авангардистов. Этим творческим перекличкам посвящена выставка в столице Марокко – Рабате. Анна Шустер продолжит.
Сегодня Шаибия Талал считается одной из главных художниц Марокко XX века. Однако признание на родине пришло к ней гораздо позже, чем в Европе – куда работы неграмотной самоучки привёз в середине шестидесятых куратор Серес Франко. Экспрессия абстрактных форм, динамизм ярких красок, обращение к бессознательному – эти приёмы на континенте были хорошо известны. Пятнадцатью годами ранее их развивали мастера движения авангардистов КОБРА, в названии которого зашифрованы столицы родных стран участников: Копенгаген, Брюссель, Амстердам. "Эта выставка призвана высветить сходства между работами Шаибии Талал и представителями группы КОБРА, для которых был характерен сюрреалистический, авангардный импрессионизм, непосредственность и спонтанность работы с образами и материалами. То же можно сказать и о творчестве Шаибии Талал. Сравнение результатов их творческих поисков позволит нам по-новому взглянуть на её искусство", – говорит руководитель отдела коммуникаций Национального фонда музеев Марокко Санае эль-Харти.
Художники объединения КОБРА отталкивались от разочарования – в послевоенном культурном ландшафте. Они стремились освободиться от ограничений современных им художественных течений. В отличие от них, путь в искусстве Шаибии Талал был не рациональным, но мистическим. Образования она не получила – ни художественного, ни даже школьного. Утверждала, что во сне ей явились духи – дали в руки кисть и краски, и велели писать. Шаибии тогда было 37 лет. "Шаибия находилась в полном резонансе с движением КОБРА, которое повлияло на художников второй половины XX века и продолжает оставаться актуальным в веке XXI. КОБРА ставила под сомнение всё, что связано с академизмом. Но важно помнить, что Шаибия ничего не знала об их творчестве – она выбирала те же приёмы, повинуясь велению души", – рассказывает президент Национального фонда музеев Марокко Мехди Котби.
Во второй половине XX века искусство в Марокко было окрашено в политические тона. Обретение страной независимости толкало профессиональных художников, зачастую прошедших обучение за границей, к поиску самобытности. Шаибия Талал, своим наивным искусством покорившая Европу, от которой так стремились отмежеваться её современники, существовала будто в параллельной реальности. Писать не прекращала до конца жизни. Её путём последовали и другие женщины – поверившие, что необязательно получать официальное образование, чтобы осознать себя и быть художницей.
