Музейщики и волонтеры вывозят в Курск экспонаты Рыльского краеведческого музея
Из Рыльского краеведческого музея в курском приграничье волонтеры народного фронта эвакуируют ценные экспонаты. Вывозят предметы из коллекции князей Барятинских, а также живопись, редкие книги и скульптуры. Репортаж Елизаветы Букреевой.
Витрины раскрыты, ограждения сняты. Экспонаты, словно в очереди на эвакуацию, ждут своего часа на полу у входной двери. Частичка истории, сохранившаяся с XVIII века. Память о духовной семинарии. Она располагалась на территории Рыльского района. Это все, что осталось от нее после революции. Саму обложку повредило далеко не время, а люди: метал с книги попросту сдирали, считая, что его здесь в избытке. Вес превышает 30 килограммов. По меркам музейщиков – книга легкая. Такие экспонаты проще вывезти, чего не скажешь о статуях. На плечи волонтеров народного фронта ложится хрупкая, но только на первый взгляд, Венера. Итальянский мрамор, XVIII век. Поднять барышню удалось только вшестером. "Венера", как и многие экспонаты, пережила несколько войн – Первую и Вторую мировую, вихри гражданской, застала революцию.
Спасти немых свидетелей истории необходимо – общее мнение специалистов. На кадрах – Глушковский музей, полностью выгоревший от прямого попадания снаряда. Вместе с ним в вечность ушли документы и газеты – летопись района. "В Глушково нам не из чего восстанавливать музей. У нас нет документов этих и фотографии. Они, увы, сгорели они там все. В Судже, говорят, таких достоверных документированных сведений у меня нет, но говорят, что весь музей разграблен", – говорит заместитель директора и главный хранитель фондов Курского областного краеведческого музея Елена Алферова. Расхищения в Рыльском музее не боятся, а вот прилеты и их последствия могут быть непредсказуемыми. "Сначала вообще было жалко отдавать, а сейчас, как вот случилось все с Глушковским музеем, с Суджанским, хочется все отдать. Побольше-побольше. Пусть даже не у нас, чтобы там сохранилось", – делится ответственный хранитель Рыльского краеведческого музея Татьяна Поповкина.
Родные стены покидают садовые скульптуры, когда-то принадлежащие Барятинским. Выполнены в мраморе, но с доработкой от местных мастеров. Это точно не последний рейс – уверены музейщики, но к дальнейшей эвакуации придется тщательно подготовится. Вот бюст Петра, точная копия с памятника "Медный всадник" пока остается в музее. Все дело в том, что вес мраморной скульптуры превышает 500 килограммов. Сдвинуть ее было невозможно даже во время ремонта, пол делали вокруг статуи. Преодолев более ста километров, машина с ценным, без преувеличения, грузом прибывает на место. В Курском краеведческом музее под шедевры из приграничья выделили два зала. Показать людям то, что хранилось в региональных фондах – от самобытных суджанских ковров до благородного итальянского мрамора – планируют в ближайшее время.
