2 марта 2025, 18:31 2 марта 2025, 19:31 2 марта 2025, 20:31 2 марта 2025, 21:31 2 марта 2025, 22:31 2 марта 2025, 23:31 3 марта 2025, 00:31 3 марта 2025, 01:31 3 марта 2025, 02:31 3 марта 2025, 03:31 3 марта 2025, 04:31

"Реквием. Территория печали" – премьера в Концертом зале имени Чайковского

  • Картинка
  • "Реквием. Территория печали" – премьера в Концертом зале имени Чайковского
  • Картинка
    "Реквием. Территория печали" – премьера в Концертом зале имени Чайковского
  • "Реквием. Территория печали" – премьера в Концертом зале имени Чайковского
Композитор Алексей Сысоев переосмысливает канонический жанр.

Московская филармония начинает третий сезон абонемента Musica Sacra Nova, посвященного духовной музыке. Цикл концертов, объединенных темой "Назад к авангарду вперед", открыла премьера сочинения Алексея Сысоева "Реквием. Территория печали". Это попытка композитора переосмыслить канонический жанр. Из зала Чайковского – Дженнет Арльт.

Алексея Сысоева называют композитором новой формации. Он с равным интересом пишет партитуры для необычных составов музыкантов или оркестров, хоровые и симфонические сочинения, часто с электронным звучанием. Его "Реквием" посвящен Екатерине Антоненко и вокальному ансамблю INTRADA. Особое внимание уделено работе с пространством. Звук то рассыпается на отдельные голоса, то сливается в мощное гармоническое полотно. Опираясь на канонический латинский текст, музыкально "Реквием" построен на контрастах: медитативные эпизоды сменяются резкими фрагментами, где хор использует шепот и звуки (напоминающие ритмы техно), перкуссию и даже (в качестве инструментов) индикаторы электронного напряжения, которые издают характерный высокий звук. "Музыка – это то, что мы считаем, хотим считать музыкой, понимаете? Так что музыкой может быть всё что угодно. Главное – как-то искусно вписать это в общий контекст", – поделился композитор Алексей Сысоев.

Электронику можно услышать только в финальной части, но ее влияние ощущается на протяжении всего произведения. Партия хора звучит как электронный инструмент, создавая иллюзию цифрового саунда. Свои эксперименты композитор называет "игрой в борьбу со слушательскими иллюзиями". "Это необходимое качество композитора – обманывать слушателя, водить его за нос и создавать иллюзии", – добавил Алексей Сысоев.

"Он ищет какие-то новые приемы, но не просто так, прием ради приема. Он оправдан. Он работает. Он интересный", – пояснила художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля INTRADA Екатерина Антоненко.

Во втором отделении две большие симфонические партитуры Алемдара Караманова и Николая Корндорфа в исполнении Российского национального молодежного симфонического оркестра. "Опыта исполнения самых разных авангардных сочинений у них больше многих. Далеко не все оркестры в таком количестве и с такой периодичностью исполняют либо современную музыку, либо музыку ХХ века, как это делает молодежный оркестр, который участвует во всех абонементах Московской филармонии, связанных с такой музыкой. Поэтому для них это вообще не страшно. И с ними не страшно. Это абсолютно привычно, и драйвово, и интересно", – признался дирижер Фёдор Безносиков.

В следующих концертах цикла Musica Sacra Nova – сочинения Губайдулиной, Каретникова, Денисова, Шнитке, Пярта.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация