Арт-объект "Мельницы" сожгли на Масленицу в Никола-Ленивце
Зиму в Никола-Ленивце проводили сожжением гигантской мельницы. Арт-объект высотой с 9-этажный дом, который и сыграл роль ритуального чучела, специально для праздника Масленицы создал художник Николай Полисский. Как всё прошло – узнаем у Мусы Мстояна.
Ветер оживляет лопасти мельниц. Эти движения по кругу предвещают смену времен года – скоро придет весна. Наверх забраться не выйдет, зато можно прогуляться под постройкой. 26-метровый гигант любезно принимает под свои своды всех любопытных – пока не скроется в пламени. "Поставили не на землю, а организовали поддув. Эти 24 мельницы находятся чуть на отлете, чтобы каждую можно было поджигать отдельно, в зависимости от ветра, что горит – что нет", – пояснил художник, основатель арт-парка "Никола-Ленивец" Николай Полисский.
Пять тысяч человек из разных уголков страны приехали в Никола-Ленивец – место, спрятанное в деревнях Калужской области, чтобы увидеть этот арт-объект. Мельница, с одной стороны, символизировала священный перекресток, место больших гуляний. С другой – незнакомое и опасное пространство. Крестьяне верили, что внутри могут обитать водяные и другие черти. А герой Олега Жуковского, отсылающий к Дон Кихоту Сервантеса, саму постройку принимает за великана.
Любовь и справедливость призывают странствующего рыцаря вступить с ним в схватку. Пока герой набирается сил перед боем, гостей угощают блинами и развлекают в масленичном городке, где воссоздали арт-объекты, которые сожгли в прошлые годы. Например, эту жар-птицу. "Есть такой конкурс, знаете, когда закидывают блины в печку – на меткость и ловкость: "О, я попал, как здорово!". Люди очень любят этот конкурс, метятся, пытаются себя преодолеть", – рассказала куратор масленичного городка Юлия Кремень-Косякова.
После того, как подкрепились, можно идти в бой. Герой сталкивается с противником лицом к лицу. Одолеть крылатого великана сразу не выходит, но вскоре на помощь рыцарю приходит масленичный огонь. Мельницу поглощает пламя. Арт-объекты в Никола-Ленивце начали сжигать с 2001 года. Несколько месяцев уходит на сборку – а исчезает конструкция всего за пару часов. Организаторы считают, что настоящее искусство появляется ненадолго, чтобы навсегда остаться в памяти каждого, кто его увидел. Жар огня, его свет и мощь. Приходящее весеннее солнце после долгой русской зимы.
